ОКБ-256 П.В.Цыбина
Цыбин Павел Владимирович (23.12.1905 - 4.02.1992) - советский авиаконструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии, инженер-полковник в отставке.
Уже в 1920-м он совершает первый пробный полет на балансирном планере собственной
конструкции. В 1926-м Цыбин поступает в 1-ю советскую авиационную школу в Гатчине на
отделение авиатехников. В это период он строит свой первый планер «Халтуринец». Другой
планер - «Стандарт» - он построил совместно с О.Антоновым. К этому же периоду относится и
знакомство с С.Королевым. После окончания школы в Гатчине последовала работа в отделе учебных
заведений Управления ВВС РККА, затем служба в Пермской школе летчиков и техников морской
авиации. В 1938-м, в возрасте 33 лет, Цыбин уже комбриг. В 1939 году следует перевод в Москву,
поступление в Военно-Воздушную академию имени проф. Н.Е.Жуковского. Вместе с Д.Н.Колесниковым
Цыбин работает над созданием десантного планера КЦ-20, полезная нагрузка которого достигала 20 т,
хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной. Это был самый крупный из
состоявших на вооружении РККА в те годы десантных планеров.
С 1943 года его КБ разместилось на заводе десантного оборудования №468 в п.Бескудниково под Москвой. С 19 ноября 1945 года
он главный констрктор этого завода. Здесь создавался новый тяжелый десантный планер Ц-25, поднимавший до 25 человек или вездеход с
противотанковой пушкой. Более 500 таких планеров состояли на вооружении ВДВ до 1956 года.
В 1945-48 гг. в ОКБ П.В.Цыбина по заданию Летно-исследовательского института были созданы
«летающие лаборатории» Ц-1 ( ЛЛ-1, ЛЛ-2 и ЛЛ-3). Они предназначались для
исследования аэродинамики околозвуковых скоростей. В 1947-1948 гг. летчиками Героями
Советского Союза С.Амет-Ханом,
С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко было выполнено более 100 испытательных
полетов, в ходе которых на ЛЛ-3 в пикировании с работающим двигателем была достигнута скорость 1200 км/ч (М=0,97).
В 1947 году началась первая в истории СССР «конверсия» оборонной промышленности.
КБ Цыбина закрыли, а завод продолжил выпуск парашютно-десантной техники.
После этого была работа в ОКБ-1 Королева - испытания первых советских
баллистических ракет Р-1 и Р-2, испытания и сдача на вооружение крылатой ракеты класса «воздух -
море» КБ «Комета» А.Микояна и С.Берия, зенитно-ракетных систем С-25 для противовоздушной обороны Москвы.
4 марта 1954 г. Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего
бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим
потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над аванпроектом реактивного
самолета под руководством П.В.Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ
группой специалистов в составе В.Б.Шаврова, А.С.Кондратьева, О.В.Елисеева, И.К.Костенко и др.
23 мая 1955 г. вышло постановление об организации ОКБ-256 Госкомитета авиационной техники (ГКАТ) при
Совете Министров СССР на базе завода № 256 в г.Подберезье и
постройке PC. В руководство ОКБ вошли П.В.Цыбин, главный
конструктор, и его заместители: А.Г.Голяев - по общим вопросам, Б.А.Меркулов - по науке,
И.А.Яковлев - по спецоборудованию и системам, - а также В.Б.Шавров, начальник конструкторского отдела.
Для формирования штата создаваемого ОКБ главным конструкторам других ОКБ было дано указание выделить людей, был открыт широкий прием сотрудников, в ОКБ-
256 направлялись по распределению молодые специалисты.
Стратегический бомбардировщик-разведчик РС и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС
(С-30) должны были стартовать в воздухе с самолетов-носителей Ту-95Н или А-57
Р.Л.Бартини. Для отработки взлетно-посадочных режимов высотного сверхзвукового стратегического реактивного самолета-разведчика РСР
со скоростью М=3 был построен и успешно испытан уменьшенный вариант разведчика НМ-1.
Одновременно в 1958 г. по договоренности с Главным
конструктором С.П.Королевым Цыбиным был выполнен проект возвращаемого с орбиты пилотируемого планирующего космического аппарата ПКА.
Но в октябре 1959 г., в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности,
его бюро было закрыто, а штат передан сначала в ОКБ В.М.Мясищева. Здесь Цыбин продолжает
работы по КР М-44 и ВКС М-48, но осенью 1960 ОКБ-23
становится филиалом ОКБ-52 В.Н.Челомея. Челомей закрыл работы по М-48 и Р-020 в апреле 1961 г.
В конце 1960 года Цыбин возвращается в ОКБ-1 в качестве заместителя С.П.Королева - своего
давнего друга. Опыт, полученный при создании РСР, пригодился при конструировании первого советского спутника-разведчика «Зенит», принятого на вооружение в 1964 году. Затем была
работа по беспилотной модификации космического корабля «Восток»,
спутника связи «Молния» и космическим кораблям «Союз» и «Союз-Т», малоизвестному
проекту орбитальной станции «Звезда». С 1974 г. он стал заместителем Главного конструктора, а затем научным консультантом по теме
«Буран». В последние годы жизни (с 1986) П.В.Цыбин руководил научно-исследовательскими работами в области создания одноступенчатого
воздушно-космического самолета НПО «Энергия».
За боевые и трудовые заслуги П.В.Цыбин был награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом
Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного знамени и многими медалями.
Источники информации:
- «ЕМУ БЫ БЫТЬ РАКЕТОЙ» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
- «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
- «История конструкций самолетов в СССР(1938-50), т.2» / В.Б.Шавров /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /