ОКБ-256 П.В.Цыбина

П.В.Цыбин

Цыбин Павел Владимирович (23.12.1905 - 4.02.1992) - советский авиаконструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии, инженер-полковник в отставке.

Уже в 1920-м он совершает первый пробный полет на балансирном планере собственной конструкции. В 1926-м Цыбин поступает в 1-ю советскую авиационную школу в Гатчине на отделение авиатехников. В это период он строит свой первый планер «Халтуринец». Другой планер - «Стандарт» - он построил совместно с О.Антоновым. К этому же периоду относится и знакомство с С.Королевым. После окончания школы в Гатчине последовала работа в отделе учебных заведений Управления ВВС РККА, затем служба в Пермской школе летчиков и техников морской авиации. В 1938-м, в возрасте 33 лет, Цыбин уже комбриг. В 1939 году следует перевод в Москву, поступление в Военно-Воздушную академию имени проф. Н.Е.Жуковского. Вместе с Д.Н.Колесниковым Цыбин работает над созданием десантного планера КЦ-20, полезная нагрузка которого достигала 20 т, хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной. Это был самый крупный из состоявших на вооружении РККА в те годы десантных планеров.
    С 1943 года его КБ разместилось на заводе десантного оборудования №468 в п.Бескудниково под Москвой. С 19 ноября 1945 года он главный констрктор этого завода. Здесь создавался новый тяжелый десантный планер Ц-25, поднимавший до 25 человек или вездеход с противотанковой пушкой. Более 500 таких планеров состояли на вооружении ВДВ до 1956 года.
    В 1945-48 гг. в ОКБ П.В.Цыбина по заданию Летно-исследовательского института были созданы «летающие лаборатории» Ц-1 ( ЛЛ-1, ЛЛ-2 и ЛЛ-3). Они предназначались для исследования аэродинамики околозвуковых скоростей. В 1947-1948 гг. летчиками Героями Советского Союза С.Амет-Ханом, С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко было выполнено более 100 испытательных полетов, в ходе которых на ЛЛ-3 в пикировании с работающим двигателем была достигнута скорость 1200 км/ч (М=0,97).
    В 1947 году началась первая в истории СССР «конверсия» оборонной промышленности. КБ Цыбина закрыли, а завод продолжил выпуск парашютно-десантной техники.
    После этого была работа в ОКБ-1 Королева - испытания первых советских баллистических ракет Р-1 и Р-2, испытания и сдача на вооружение крылатой ракеты класса «воздух - море» КБ «Комета» А.Микояна и С.Берия, зенитно-ракетных систем С-25 для противовоздушной обороны Москвы.
    4 марта 1954 г. Цыбин направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего бомбардировщика со скоростью полета 3000 км/ч, практическим потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Работы над аванпроектом реактивного самолета под руководством П.В.Цыбина велись в Бюро новой техники ЦАГИ группой специалистов в составе В.Б.Шаврова, А.С.Кондратьева, О.В.Елисеева, И.К.Костенко и др.
    23 мая 1955 г. вышло постановление об организации ОКБ-256 Госкомитета авиационной техники (ГКАТ) при Совете Министров СССР на базе завода № 256 в г.Подберезье и постройке PC. В руководство ОКБ вошли П.В.Цыбин, главный конструктор, и его заместители: А.Г.Голяев - по общим вопросам, Б.А.Меркулов - по науке, И.А.Яковлев - по спецоборудованию и системам, - а также В.Б.Шавров, начальник конструкторского отдела. Для формирования штата создаваемого ОКБ главным конструкторам других ОКБ было дано указание выделить людей, был открыт широкий прием сотрудников, в ОКБ- 256 направлялись по распределению молодые специалисты.
    Стратегический бомбардировщик-разведчик РС и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС (С-30) должны были стартовать в воздухе с самолетов-носителей Ту-95Н или А-57 Р.Л.Бартини. Для отработки взлетно-посадочных режимов высотного сверхзвукового стратегического реактивного самолета-разведчика РСР со скоростью М=3 был построен и успешно испытан уменьшенный вариант разведчика НМ-1.
    Одновременно в 1958 г. по договоренности с Главным конструктором С.П.Королевым Цыбиным был выполнен проект возвращаемого с орбиты пилотируемого планирующего космического аппарата ПКА. Но в октябре 1959 г., в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности, его бюро было закрыто, а штат передан сначала в ОКБ В.М.Мясищева. Здесь Цыбин продолжает работы по КР М-44 и ВКС М-48, но осенью 1960 ОКБ-23 становится филиалом ОКБ-52 В.Н.Челомея. Челомей закрыл работы по М-48 и Р-020 в апреле 1961 г.
    В конце 1960 года Цыбин возвращается в ОКБ-1 в качестве заместителя С.П.Королева - своего давнего друга. Опыт, полученный при создании РСР, пригодился при конструировании первого советского спутника-разведчика «Зенит», принятого на вооружение в 1964 году. Затем была работа по беспилотной модификации космического корабля «Восток», спутника связи «Молния» и космическим кораблям «Союз» и «Союз-Т», малоизвестному проекту орбитальной станции «Звезда». С 1974 г. он стал заместителем Главного конструктора, а затем научным консультантом по теме «Буран». В последние годы жизни (с 1986) П.В.Цыбин руководил научно-исследовательскими работами в области создания одноступенчатого воздушно-космического самолета НПО «Энергия».
    За боевые и трудовые заслуги П.В.Цыбин был награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, орденом Трудового Красного знамени и многими медалями.

Источники информации:

  1. «ЕМУ БЫ БЫТЬ РАКЕТОЙ» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
  2. «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
  3. «История конструкций самолетов в СССР(1938-50), т.2» / В.Б.Шавров /
  4. «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100