«230» (Ту-230)
Гиперзвуковой ударный самолет
В СССР в начале 70-х годов начались работы по нескольким проектам
гиперзвуковых ударных самолетов различного назначения и класса (межконтинентальные
стратегические, фронтовые и т.д.) В ОКБ прорабатывалось два направления по ГПУС:
ударная машина, рассчитанная на крейсерскую скорость, соответствующую М=4 и
на крейсерскую скорость М=6 («360»).
Первым в ряду туполевских ГПУС был проект, получивший обозначение «230»
(Ту-230). Проектирование началось в 1983 году, ведущим по теме был назначен Ю.А.Фазылов,
общее руководство осуществляли А.А.Туполев и А.Л.Пухов. Эскизный проект по самолету «230» был готов в 1985 году, в проработке
находилось несколько вариантов аэродинамических компоновок самолета. В
качестве базовой компоновки ОКБ приняло компоновку самолета-бесхвостки с
треугольным крылом, близкую к проектам Ту-144
и Ту-244. В одном из вариантов проекта силовая
установка состояла из 4-х комбинированных ТРД типа Д-80, максимальный запас топлива
(жидкий водород) составлял 106000 кг. При этом взлетная масса самолета получалась 180000 кг. Крейсерская
расчетная скорость самолета «230» на большой высоте соответствовала М=4.
Описание | |
---|---|
Конструкция | АНТК им. А.Н.Туполева |
Обозначение | «230» (Ту-260) |
Тип | Гиперзвуковой ударный самолет |
Экипаж, чел | 2 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 54,15 |
Размах крыла, м | 26,83 |
Взлетная масса, кг | 180000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Двигатели | ТРД Д-80 |
Полный запас топлива, кг | 106000 |
Летные данные (расчетные) | |
Крейсерская скорость полета, М= | 4 |
Высота крейсерского полета, м | 25000-27000 |
Практическая дальность, км | 8000-10000 |
Продолжительность полета, ч | 2,3 |
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика 9/2000 /
- Туполев, гиперзвуковые / В.Солозобов, А.Слободчиков, М.Казаков, В.Ригмант. Авиация и космонавтика 1/2010 /
- Музей ОКБ А.Н.Туполева / Затучный А.М., Ригмант В.Г., Москва, 2012 /