AIM-155 AAAM
ракета «воздух-воздух» большой дальности
Программа AIM-155 Advanced Air-to-Air Missile (AAAM) предусматривала создание
приемницы ракете Hughes AIM-54 Phoenix. В начале 1982 Центр вооружений ВМС США
развернул 2-3 летнюю программу исследований, которая должна была определить облик новой УР. AIM-155 должна была
стать меньше и легче, чем AIM-54, но без снижения основных характеристик. Дальность определялась в 270 км,
скорость - 4 М, диаметр корпуса - 229 мм, а боеголовка имела бы вес от 13.6 до 22.7 кг.
При стартовом весе 300 кг, AIM-155 была бы легче чем AIM-54A (446 кг) или
AIM-54C (465 кг). Модернизированные
варианты F-14 могли бы нести 8 новых ракет, вместо 4 "Фениксов" (ограничение по посадочной массе на авианосец).
В 1988 г. контракты на разработку AIM-155 получили 2 консорциума:
General Dynamics с Westinghouse и Hughes с Raytheon и
McDonnell Douglas. Эти команды использовали различные подходы к решению задачи.
General Dynamics и Westinghouse предложили ракету с многоимпульсным твердотопливным двигателем и
двойной полуактивной радиолокационной/опто-электронной (EO) системой наведения.
Предлагалось использовать небольшую ракету в пусковом контейнере, что увеличивало надежность,
а также установленный на крыле контейнер с СУО, имещий РЛС, направленную как вперед, так и назад.
Это позволяло не поворачивать самолет-носитель в направлении цели.
Контейнер имел бы вес 340 кг, габариты - 406 мм x 3,607 мм. После запуска крылья ракеты разворачивались и через несколько секунд пусковой контейнер отделялся.
Наведение AIM-155 на маршевом участке осуществлялось аналогично
AIM-120 AMRAAM, в окрестности цели производилось активное радиолокационное наведение.
Если цель использовала бы помехи (ECM), AIM-155 наводилась бы на источник помех. В случае срыва наведения использовался инфракрасная (IR) ГСН.
Использование всех известных видов систем наведения делало бы AIM-155 неотразимой. Носителем AIM-155 мог быть и небольшой (V/STOL) многоцелевой самолет.
Этот проект был основан на Advanced Missile System (AMS), разрабатываемой General Dynamics. Вес ракеты составил бы 172 кг при габаритах 140 мм x 3,658 мм.
Другой вариант AIM-155 создавался на основе проекта Raytheon Advanced Intercept Air-to-Air Missile (AIAAM), макет которого
в масштабе 1:3 был представлен в 1982 г. US Navy League Convention.
AIAAM имела конфигурацию самолета, с одним набором крыльев и крестообразным оперением.
Прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) гибридной двигательной установки имел скошенный подфюзеляжный воздухозаборник. Двигатель разрабатывался CSD, создавшим гибридную (ракетно/прямоточную) силовую установку для Firebolt.
CSD также разрабатывал ПВРД для Vought Supersonic Tactical Missile (STM), экспериментальной дальней ракеты для военно-морского флота США.
AIAAM имела таким образом широкий выбор двигательных установок, и могла возглавить новое семейство сверхзвуковых ракет "воздух-воздух" с воздушно-реактивными двигателями. Это обеспечивало существенное увеличение дальности и маневренности.
Консорциум Hughes, Raytheon и McDonnell Douglas предложил ракету
с гибридной двигательной установкой, состоящей из ПВРД и твердотопливного ускорителя. Этот
вид двигателя обеспечивал бы более медленное ускорение, чем двигательная установка
УР General Dynamics и Westinghouse, но на последней трети максимальной дальности
ПВРД разгонял ракету быстрее. Наведение AIM-155 на маршевом участке
осуществлялось аналогично AIM-120 AMRAAM, в окрестности цели производилось
совместное активное радиолокационное/инфракрасное наведение. Длина ракеты - 3,658 мм.
Конгресс США предлагал объединить программу ВМС с программой разработки ВВС, но ВВС США заявили, что им ракета сверхбольшой дальности не нужна.
В случае объединения программ AIM-155 могла бы поступить также на вооружение истребителей McDonnell Douglas F-15C/D Eagle и Lockheed Martin/Boeing F-22A Raptor.
AIM-155 была более эффективна против самолетов, использующих технологию "стэлс", чем AIM-120. Тем не менее эта перспективная программа
была прекращена в 1992 г.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | General Dynamics / Westinghouse | Hughes/Raytheon/McDonnell Douglas |
Обозначение | AIM-155 | |
Тип | тактическая ракета «воздух-воздух» | |
Система наведения | полуактивная+инерциальная и активная РЛ | |
Проект | 1988-92 гг. | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 3,658 | 3,658 |
Диаметр фюзеляжа, м | 0,14 | 0,229 |
Размах крыла, м | ||
Боевая часть | фугасная | |
Стартовый вес, кг | 172 | |
Вес БЧ, кг | 13.6-22.7 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | 1 |
Двигатель | ТРДД | ПВРД+ТРДД |
Тяга двигателя, кгс (кН) | ||
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | (4) | |
Дальность стрельбы, км | 270 |
Источники информации: