Hughes

AIM-54 Phoenix
ракета «воздух-воздух» большой дальности

История создания

    Ракета Феникс выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и хвостовыми рулями. Корпус цилиндрической формы выполнен из алюминиевого сплава и имеет теплозащитное покрытие из материалов с фирменными обозначениями Armstrong Insulcork 2775 и Nomex Narmco. Теплоизоляционные материалы служат для предотвращения кинетического нагрева конструкции свыше 200 °С. Носовой обтекатель оживальной формы закрывает антенну и оборудование наведения и выполнен из керамического материала, способного выдержать нагрев до 1500 градусов. На корпус ближе к хвостовой части, крестообразно установлены консоли крыла трапециевидной в плане формы с большой стреловидностью по передней кромке. Поверхности хвостовых рулей прямоугольной формы установлены в одних плоскостях с консолями крыла. Консоли крыла и хвостовые рули сьемные.Схема подвеска 6 УР Phoenix на F-14 (перегрузочный вариант)
Система наведения AN/DSQ-26 ракеты AIM-54A комбинированная. На начальном участке полета наведение обеспечивается автопилотом по заранее заданной программе, на среднем участке действует радиолокационная полуактивная система наведения, работающая по отраженным от цели сигналам бортовой РЛС СУО AWG-9, на конечном участке полета (16-20 км) включается активная радиолокационная ГСН. Возможен режим пассивного наведения на источник электромагнитного излучения, каким является работающая РЛС самолета или противокорабельной ракеты. Максимальная дальность пуска УР "Феникс" составляет 160 км. При "залповом" пуске дальность ограничена 90 км.
    Боевая часть ракеты весом 60 кг стержневого типа. Подрыв обеспечивается контактным, радиолокационным доплеровским DSU-28 или ИК взрывателями. При испытаниях взрыватели БЧ срабатывали в условиях наличия помех как на высотах около 24 км так и на высоте 15 м. Радиус поражения БЧ - около 8 м.
Силовая установка. Ракета AIM-54A оснащена твердотопливным двигателем Hercules Мk.47 Mod.1 (Мk.60 Mod.0) фирмы Rocketdyne. Двигатель работает в двух режимах тяги. Он обеспечивает достижение ракетой скорости М=3,8 на малых высотах и превышающей число М=5 на больших высотах при стрельбе на большую дальность. Камера сгорания двигателя соединена с соплом выхлопной трубой, вокруг которой размещено оборудование. Такая конструкция позволяет установить двигатель ближе к середине ракеты, что уменьшает смещение ее центра тяжести при выгорании топлива. Вес двигателя с топливом 199 кг, длина 1780 мм. В качестве горючего используется полибутадиен, окислителя - перхлорат аммония.

Описание
Разработчик Hughes Aircraft Co.
Обозначение AIM-54A Phoenix
Тип тактическая ракета «воздух-воздух»
Система наведения полуактивная и активная радиолокационная
Первый пуск 1966/1972
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,96
Диаметр фюзеляжа, м 0,381
Размах крыла, м 0,915
Боевая часть фугасная MK 11 MOD 3
Стартовый вес, кг 446
Вес БЧ, кг 60,75
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДД Hercules Мk.47 Mod.1
Тяга двигателя, кгс (кН)  
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) на большой высоте 4800 (5)
на малой высоте (3,8)
Дальность стрельбы, км 115 (184)
Максимальная перегрузка 17
Перегрузка поражаемых целей  
Вероятность поражения цели  

AIM-54

Источники информации:

  1. Любимая кошка вице-адмирала Коннели / М.Никольский. Авиация и космонавтика 12/1999 /
  2. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  3. AIM-54 Phoenix Missile / FAS /
  4. AIM-54 Phoenix Missile / Raytheon /
  5. Grumman F-14 Tomcat

Рейтинг@Mail.ru Топ-100