1930-2009
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1970), полковник (1967).
Родился 2 июня 1930 года в селе Великая Мечетня ныне Кривоозёрского района Николаевской области (Украина). В 1948 окончил 9 классов Первомайской средней школы. 10-й класс закончил позже в вечерней школе.
В армии с 12 ноября 1948 года. В 1950 окончил Балашовское ВАУЛ. В 1950-1952 — лётчик специальной группы офицеров Дальней авиации в ГВФ (Казахское управление). В ноябре 1952 окончил Рязанскую высшую авиационную офицерскую школу боевого применения ДА, в июне 1954 — Конотопскую высшую авиационную офицерскую школу боевого применения ДА. Служил в Дальней авиации (226 Гвардейский БАП ДА).
С сентября 1957 по май 1978 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (2 Управление). В 1969-1973 — лётчик-инспектор лётной службы ГК НИИ ВВС. Провёл госиспытания Як-28И (1962), Як-28Б с пороховыми ускорителями (1962), Як-28У (1962-1963), Як-28Л на штопор (1963), Як-28И на флаттер, Ту-95 на устойчивость и управляемость, госиспытания ракет К-22, испытания по отработке заправки Ту-95РЦ и Ту-126 (1967), испытания различного ракетного вооружения на Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.
В 1973-1978 — начальник Центра подготовки лётчиков-испытателей (267 Центра испытаний авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в\ч 15650, Приказ от 17.11.1973 г.) .
С мая 1978 по октябрь 1985 — лётчик-испытатель военной приёмки Киевского авиазавода. Испытывал серийные Ан-24 (1978-1979), Ан-26 (1978-1985), Ан-30 (1978-1985), Ан-32 (1983-1985) и их модификации.
С октября 1985 — в запасе. В 1989-1993 работал заместителем начальника ЛИС Киевского АПО по лётной службе.
Жил в Киеве, в последние годы — в городе Николаев (Украина). Умер 18 июня 2009 года. Похоронен в селе Тарасовка Киево-Святошинского района Киевской области.
Награждён орденом Красного Знамени (16.10. 1957), 2 орденами Красной Звезды (9.03.1956, 31.07.1961), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (21.02.1978), медалями.
Источник информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Выписка из личного дела, архив Шевченковского РВК г. Киева (предоставлена сыном — Добровольским Виктором Владимировичем)
Помогали:
- Заслуженный лётчик-испытатель СССР Жучков Ю.В.
Добровольский В.В. 1952 год.
Добровольский В.В. 1957 год.
… Семья это – тот «аэродром», с которого мы взлетали и к которому стремились быстрее возвращаться… … после духовной заправки на этой «базе», чего греха таить, все проблемы в воздухе решались играючи…
… нам всем здорово повезло – мы значительную часть нашей жизни провели в окружении таких ребят, которые неплохо разбирались в своём деле…
Cлева направо:
6) Добровольский В.В.
9) Микоян С.А.
12) Кабрелев П.Ф.
…всем нам не стыдно за себя, за то, как и что мы делали…
Cлева направо:
3) Микоян С.А.
6) Добровольский В.В.
Ту-134УБЛ
….получение этого прекрасного самолёта в штат Центра можно назвать хорошим шагом вперёд, не смотря на то, что противоштопорная система, точнее – сам спецпаращют, «потерялся» при передаче… …к сожалению, есть много противников обучения пилотов тяжёлой авиации действительно малым скоростям – дороговато, опасно… …но в реальных случаях в полётах такой опыт бывает просто неоценим…
Ту-95
…когда я увидел это фото, напрочь забыл, что после тех полётов прошло всего лишь три десятка лет, как-то на душе стало светло и радостно… …а ты спрашиваешь, тянет на аэродром или нет… …правильно, правильно – тянет, аж “зубы ломит”…
Як-28
…. в начале при испытаниях этой техники на сваливание и штопор было много интересных нюансов… … попотели немного, и компромиссы были найдены. Ввод в штопор на нём также опасен и сложен, как и вывод, — разнос двигателей, чудесная, но только высокоскоростная аэродинамическая компоновка… К энергичному маневрированию на малых скоростях на этом самолёте нужно подходить профессионально, а без особой необходимости и – нежелательно… …но можно…умеючи…
Кто-то из его выпускников в своей дипломной лётной оценке по этому летательному аппарату мелким шрифтом допечатал: “… в целом самолёт тяжел в управлении, …особенно — …в понедельник…”. Владимир Валентинович частенько с улыбкой вспоминал этот шутливый нюанс оценки его лётного труда…
… в этом здании начиналась и долго продолжалась история Центра. Его удалённость от штабов, близость к ВПП и внешний вид, говорящий, что это – КДП, создавало особенную ауру личной причастности к полётам каждого в него входящего …
….Опустели немного сегодня стоянки, на которых раньше, прямо скажем, было не протолкнуться. Но мы в своё время не только мечтали о такой технике, на которой сейчас летают те, которые идут нашей лётной дорогой дальше в новое и неизведанное. Мы отдали протаптыванию этой дорожки всю свою жизнь, в сегодняшнем здании авиации есть и наши “кирпичики”…как выразился один мой выпускник — … и в лётных талмудах пока незримая видится наша рука… Но я, главное, рад, что эта “дорога” не опустела сегодня, не заросла… …глядя на горящие глаза сегодняшних пилотов и технику на которой они летают, так и хочется увидеть свой позывной и порядковый номер в плановой таблице на лётную смену…
В.В.Добровольский с В.С.Ильюшиным. 1976 г.
… Безжалостно смывает всё Предвестность,
Ведь Время не имеет берегов…
В его теченьи мы уходим в вечность,
Друзей вам оставляя и врагов…
И не нужна большая нам известность,
Мы в Небе не оставили долгов!
……………………………
Но в правилах лётных всё же пока
Не стёртою видится наша строка…
….а на земле нас всегда ждали до невозможности любознательные ведущие инженеры, новые полётные задания, тёплая и не так уж пыльная атмосфера, тучи мошкары вперемежку с “проволочными” комарами…чудесное было время… …мы жили Небом…
Ту-95МС
…самое сложное в таких полётах было первые три-четыре часа войти в режим и не отвлекаться по мелочам, не терять образ полёта, как говорят авиационные психологи. На это настраивался и весь экипаж. При выполнении этого условия, далее всё было без проблем. Так что, тридцать два часа полёта с выполнением боевых задач для слаженного экипажа на этой технике далеко не предел…
“ ….держим РУДы! Экипаж! — Взлетаем…” …да, было дело, оставил однажды мой штурман свой портфель с “регламентами” у диспетчера… …благодаря феноменальной и профессиональной его памяти долетели без проблем, документы не потерялись… ….но потом долго ещё по Ахтубинску ходила за ним песенка наших острословов: ”…где ж наши регламенты, товарищ командир…”
“ …режим закончил полностью, замечаний нет, спасибо, ухожу вправо…” … в то, не очень богатое для народа время, мы работали за идею, а не за деньги… … и держали Родину в полном смысле – НА КРЫЛЕ…
Ан-22 «Антей»
…единственной особенностью этой техники было то, что на малых скоростях она чётко реагировала на первые управляющие движения рулями, на последующие добавочные и короткие в этот момент “отвечала” слабо. Или вообще могла их не заметить, особенно с загрузкой, близкой к максимальной. То есть, пилотирование должно быть строго дозированным как по размаху движений штурвалом, так и по времени … Это правило правомочно, конечно, ко всем летательным аппаратам, но к этой АННУШКЕ оно относиться в большей степени… Но, в целом, очень лёгок в управлении, прекрасная кабина… …короткие полёты на нём было делать как-то неинтересно…
…время многое меняет и многое стирает из памяти и жизни… …мы в своём времени многое меняем сами, и в погоне за новомодной рекламой отказываемся от апробированного жизнью и историей… что-то забываем, но лётная жизнь заставляет и заставляет возвращаться к опыту предыдущих поколений… … забывший свою историю и не уважающий её уроки никогда не познает своего настоящего и будущего, это – не моё открытие. Это сказали великие древние, и время подтвердило этот рефрен… …от того, насколько будет сохранена система преемственности поколений испытателей, будет зависеть успешность решения сложнейших вопросов подготовки испытателей …
…Дурман не скошенной полыни
Степи Ахтубинской следов,
Бетонки раскалённых линий
В форсажной памяти седой….
И мошкара и тучи пыли,
Друзья, что вместе рядом были,
Нас возвращают в времена
Комбеза, мокрого от пота,
К пьянящим звукам тех полётов…
И рвёт в душе нам стремена
Полётов давних тех струна…
О, как прекрасны её звуки!
Как тяжела с крылом разлука…
Как сладок слуху он пилотам –
Земли воздушный полутон
И Неба звонкий камертон…
И в облаках – земной просвет…
И форсажа лихой отсвет….
И наш, — Ахтубинский рассвет…
Нам горек расставаний след,
Потерь, находок и побед,
И тех друзей, что с нами нет,
Ушедших в вечный свой полёт…
Мы помним всех наперечёт…
На стелах имена их скромны,
Но мы их помним поимённо!
И есть сегодня у меня
Ещё друзья среди пилотов,
Из тех, кто скажет не темня,
Что в их сегодняшних полётах
Есть моего ростки зерна,
Ведь дружба лётная верна
Своими капельками пота,
Где Рок слепой свои ворота
Всегда готов раскрыть подчас,
Где соль земных противоречий
И Неба языков наречья
В одном смешали сплаве нас.
Отрывок из письма
До перевода в Киев я был на должности старшего лётчика-испытателя на авиазаводе в Улан-Удэ, выпускавшего вертолёты Ми-8, Ка-25 и их модификации. Имел допуск к полётам на всех вертолётах СССР. При том всегда мечтал летать на самолётах.
В ноябре 1980 года был переведён по службе из 350 ВП МО СССР г. Улан-Удэ в 610 ВП МО СССР г. Киева на должность лётчка-испытателя.
Лётную группу лётчиков-испытателей Киевского авиазавода возглавлял в то время Добровольский Владимир Валентинович. Завод выпускал самолёты Ан-26 и его модификации.
Владимир Валентинович встретил меня очень доброжелательно, помог моей семье с временным размещением.
Имея огромный опыт подготовки лётчиков-испытателей в ЦПЛИ Владимировки, Владимир Валентинович составил план теоретического и практического переучивания на самолёт Ан-26. Подключил к этому плану ведущих специалистов военной приёмки.
Примерно через 1,5 месяца, после сдачи экзаменов, Владимир Валентинович начал подключать меня в экипаж стажером. При этом командиром самолёта был сам.
До моего переучивания Владимир Валентинович имел опыт переучивания вертолётчиков на самолёт. В частности он подготовил Сербина Виталия Дмитриевича до уровня КВС самолёта Ан-26 (Сербин В. Д. был переведён в Киев из Улан-Удэ за 1,5 года до моего переезда).
После выполнения плана переучивания Владимир Валентинович допустил меня к испытаниям в качестве второго пилота, а затем в качестве КВС на самолётах Ан-26, Ан-32 и их модификациях.
Надо сказать, что подготовка “чистых” вертолётчиков на самолёт, да ещё в качестве испытателей, — случаи нетипичные и требовали от инструктора методических навыков и, самое главное, — большой ответственности за допуск к самостоятельной работе лётчика с вертолёта на самолёт.
Конечно, мне очень повезло, что инструктором моим оказался Владимир Валентинович, за плечами которого были очень серьёзные испытания боевой авиационной техники, десятки подготовленных лётчиков-испытателей в ЦПЛИ.
В моей памяти Владимир Валентинович всегда останется лётчиком-испытателем с БОЛЬШОЙ буквы, человеком, передавшим свой опыт пилотам последующих поколений.
Мисюк Николай Николаевич — лётчик-испытатель 1-го класса, старший лётчик-испытатель Киевского авиационного завода.
“В свои 60 с лишним лет продолжает держать штурвал в руках и плодотворно работает на Антоновских машинах Ан-32 и Ан-26, оставаясь очень порядочным человеком, аккуратным и принципиальным испытателем… Не отрицая незаурядные качества Владимира Валентиновича как человека и учителя, как лётчика-испытателя и руководителя, в данном случае приоритет везения инструктору и обучаемому был очевидно взаимным… Но это – не случайно. Так как это произошло после того, как Владимир Валентинович провёл по своей методике ювелирную и ёмкую работу по конкретному отбору … в этой работе по оценке профессиональных и человеческих качеств он скидок никому и никогда не делал, и из отобранных им в испытатели за несколько десятилетий ни в одном пилоте и штурмане не ошибся… ”
Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель Мигунов Валерий Валентинович