Добровольский Владимир Валентинович

1930-2009

В.В.Добровольский
В.В.Добровольский

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1970), полковник (1967).
Родился 2 июня 1930 года в селе Великая Мечетня ныне Кривоозёрского района Николаевской области (Украина). В 1948 окончил 9 классов Первомайской средней школы. 10-й класс закончил позже в вечерней школе.
В армии с 12 ноября 1948 года. В 1950 окончил Балашовское ВАУЛ. В 1950-1952 — лётчик специальной группы офицеров Дальней авиации в ГВФ (Казахское управление). В ноябре 1952 окончил Рязанскую высшую авиационную офицерскую школу боевого применения ДА, в июне 1954 — Конотопскую высшую авиационную офицерскую школу боевого применения ДА. Служил в Дальней авиации (226 Гвардейский БАП ДА).
С сентября 1957 по май 1978 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (2 Управление). В 1969-1973 — лётчик-инспектор лётной службы ГК НИИ ВВС. Провёл госиспытания Як-28И (1962), Як-28Б с пороховыми ускорителями (1962), Як-28У (1962-1963), Як-28Л на штопор (1963), Як-28И на флаттер, Ту-95 на устойчивость и управляемость, госиспытания ракет К-22, испытания по отработке заправки Ту-95РЦ и Ту-126 (1967), испытания различного ракетного вооружения на Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.
В 1973-1978 — начальник Центра подготовки лётчиков-испытателей (267 Центра испытаний авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в\ч 15650, Приказ от 17.11.1973 г.) .
С мая 1978 по октябрь 1985 — лётчик-испытатель военной приёмки Киевского авиазавода. Испытывал серийные Ан-24 (1978-1979), Ан-26 (1978-1985), Ан-30 (1978-1985), Ан-32 (1983-1985) и их модификации.
С октября 1985 — в запасе. В 1989-1993 работал заместителем начальника ЛИС Киевского АПО по лётной службе.
Жил в Киеве, в последние годы — в городе Николаев (Украина). Умер 18 июня 2009 года. Похоронен в селе Тарасовка Киево-Святошинского района Киевской области.
Награждён орденом Красного Знамени (16.10. 1957), 2 орденами Красной Звезды (9.03.1956, 31.07.1961), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (21.02.1978), медалями.

Источник информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Выписка из личного дела, архив Шевченковского РВК г. Киева (предоставлена сыном — Добровольским Виктором Владимировичем)

Помогали:

21 комментарий к “Добровольский Владимир Валентинович”

  1. … Семья это – тот «аэродром», с которого мы взлетали и к которому стремились быстрее возвращаться… … после духовной заправки на этой «базе», чего греха таить, все проблемы в воздухе решались играючи…

    Ответить
  2. … нам всем здорово повезло – мы значительную часть нашей жизни провели в окружении таких ребят, которые неплохо разбирались в своём деле…
    Cлева направо:
    6) Добровольский В.В.
    9) Микоян С.А.
    12) Кабрелев П.Ф.

    Ответить
  3. …всем нам не стыдно за себя, за то, как и что мы делали…

    Cлева направо:

    3) Микоян С.А.
    6) Добровольский В.В.

    Ответить
  4. Ту-134УБЛ

    ….получение этого прекрасного самолёта в штат Центра можно назвать хорошим шагом вперёд, не смотря на то, что противоштопорная система, точнее – сам спецпаращют, «потерялся» при передаче… …к сожалению, есть много противников обучения пилотов тяжёлой авиации действительно малым скоростям – дороговато, опасно… …но в реальных случаях в полётах такой опыт бывает просто неоценим…

    Ответить
  5. Ту-95

    Ту-95

    …когда я увидел это фото, напрочь забыл, что после тех полётов прошло всего лишь три десятка лет, как-то на душе стало светло и радостно… …а ты спрашиваешь, тянет на аэродром или нет… …правильно, правильно – тянет, аж “зубы ломит”…

    Ответить
  6. Як-28

    Як-28

    …. в начале при испытаниях этой техники на сваливание и штопор было много интересных нюансов… … попотели немного, и компромиссы были найдены. Ввод в штопор на нём также опасен и сложен, как и вывод, — разнос двигателей, чудесная, но только высокоскоростная аэродинамическая компоновка… К энергичному маневрированию на малых скоростях на этом самолёте нужно подходить профессионально, а без особой необходимости и – нежелательно… …но можно…умеючи…

    Кто-то из его выпускников в своей дипломной лётной оценке по этому летательному аппарату мелким шрифтом допечатал: “… в целом самолёт тяжел в управлении, …особенно — …в понедельник…”. Владимир Валентинович частенько с улыбкой вспоминал этот шутливый нюанс оценки его лётного труда…

    Ответить
  7. … в этом здании начиналась и долго продолжалась история Центра. Его удалённость от штабов, близость к ВПП и внешний вид, говорящий, что это – КДП, создавало особенную ауру личной причастности к полётам каждого в него входящего …

    Ответить
  8. ….Опустели немного сегодня стоянки, на которых раньше, прямо скажем, было не протолкнуться. Но мы в своё время не только мечтали о такой технике, на которой сейчас летают те, которые идут нашей лётной дорогой дальше в новое и неизведанное. Мы отдали протаптыванию этой дорожки всю свою жизнь, в сегодняшнем здании авиации есть и наши “кирпичики”…как выразился один мой выпускник — … и в лётных талмудах пока незримая видится наша рука… Но я, главное, рад, что эта “дорога” не опустела сегодня, не заросла… …глядя на горящие глаза сегодняшних пилотов и технику на которой они летают, так и хочется увидеть свой позывной и порядковый номер в плановой таблице на лётную смену…

    Ответить
  9. В.В.Добровольский с В.С.Ильюшиным. 1976 г.

    В.В.Добровольский с В.С.Ильюшиным. 1976 г.

    … Безжалостно смывает всё Предвестность,

      Ведь Время не имеет берегов…

        В его теченьи мы уходим в вечность,

          Друзей вам оставляя и врагов…

            И не нужна большая нам известность,

              Мы в Небе не оставили долгов!

              ……………………………

                Но в правилах лётных всё же пока

                  Не стёртою видится наша строка…

    Ответить
  10. ….а на земле нас всегда ждали до невозможности любознательные ведущие инженеры, новые полётные задания, тёплая и не так уж пыльная атмосфера, тучи мошкары вперемежку с “проволочными” комарами…чудесное было время… …мы жили Небом…

    Ответить
  11. Ту-95МС

    Ту-95МС

    …самое сложное в таких полётах было первые три-четыре часа войти в режим и не отвлекаться по мелочам, не терять образ полёта, как говорят авиационные психологи. На это настраивался и весь экипаж. При выполнении этого условия, далее всё было без проблем. Так что, тридцать два часа полёта с выполнением боевых задач для слаженного экипажа на этой технике далеко не предел…

    Ответить
  12. “ ….держим РУДы! Экипаж! — Взлетаем…” …да, было дело, оставил однажды мой штурман свой портфель с “регламентами” у диспетчера… …благодаря феноменальной и профессиональной его памяти долетели без проблем, документы не потерялись… ….но потом долго ещё по Ахтубинску ходила за ним песенка наших острословов: ”…где ж наши регламенты, товарищ командир…”

    Ответить
  13. “ …режим закончил полностью, замечаний нет, спасибо, ухожу вправо…” … в то, не очень богатое для народа время, мы работали за идею, а не за деньги… … и держали Родину в полном смысле – НА КРЫЛЕ…

    Ответить
  14. Ан-22 Антей

    Ан-22 «Антей»

    …единственной особенностью этой техники было то, что на малых скоростях она чётко реагировала на первые управляющие движения рулями, на последующие добавочные и короткие в этот момент “отвечала” слабо. Или вообще могла их не заметить, особенно с загрузкой, близкой к максимальной. То есть, пилотирование должно быть строго дозированным как по размаху движений штурвалом, так и по времени … Это правило правомочно, конечно, ко всем летательным аппаратам, но к этой АННУШКЕ оно относиться в большей степени… Но, в целом, очень лёгок в управлении, прекрасная кабина… …короткие полёты на нём было делать как-то неинтересно…

    Ответить
  15. …время многое меняет и многое стирает из памяти и жизни… …мы в своём времени многое меняем сами, и в погоне за новомодной рекламой отказываемся от апробированного жизнью и историей… что-то забываем, но лётная жизнь заставляет и заставляет возвращаться к опыту предыдущих поколений… … забывший свою историю и не уважающий её уроки никогда не познает своего настоящего и будущего, это – не моё открытие. Это сказали великие древние, и время подтвердило этот рефрен… …от того, насколько будет сохранена система преемственности поколений испытателей, будет зависеть успешность решения сложнейших вопросов подготовки испытателей …

    …Дурман не скошенной полыни

    Степи Ахтубинской следов,

    Бетонки раскалённых линий

    В форсажной памяти седой….

    И мошкара и тучи пыли,

    Друзья, что вместе рядом были,

    Нас возвращают в времена

    Комбеза, мокрого от пота,

    К пьянящим звукам тех полётов…

    И рвёт в душе нам стремена

    Полётов давних тех струна…

    О, как прекрасны её звуки!

    Как тяжела с крылом разлука…

    Как сладок слуху он пилотам –

    Земли воздушный полутон

    И Неба звонкий камертон…

    И в облаках – земной просвет…

    И форсажа лихой отсвет….

    И наш, — Ахтубинский рассвет…

    Нам горек расставаний след,

    Потерь, находок и побед,

    И тех друзей, что с нами нет,

    Ушедших в вечный свой полёт…

    Мы помним всех наперечёт…

    На стелах имена их скромны,

    Но мы их помним поимённо!

    Ответить
  16. И есть сегодня у меня
      Ещё друзья среди пилотов,
        Из тех, кто скажет не темня,
          Что в их сегодняшних полётах
            Есть моего ростки зерна,
    Ведь дружба лётная верна
      Своими капельками пота,
        Где Рок слепой свои ворота
          Всегда готов раскрыть подчас,
            Где соль земных противоречий
              И Неба языков наречья
                В одном смешали сплаве нас.

    Ответить
  17. До перевода в Киев я был на должности старшего лётчика-испытателя на авиазаводе в Улан-Удэ, выпускавшего вертолёты Ми-8, Ка-25 и их модификации. Имел допуск к полётам на всех вертолётах СССР. При том всегда мечтал летать на самолётах.
    В ноябре 1980 года был переведён по службе из 350 ВП МО СССР г. Улан-Удэ в 610 ВП МО СССР г. Киева на должность лётчка-испытателя.
    Лётную группу лётчиков-испытателей Киевского авиазавода возглавлял в то время Добровольский Владимир Валентинович. Завод выпускал самолёты Ан-26 и его модификации.
    Владимир Валентинович встретил меня очень доброжелательно, помог моей семье с временным размещением.
    Имея огромный опыт подготовки лётчиков-испытателей в ЦПЛИ Владимировки, Владимир Валентинович составил план теоретического и практического переучивания на самолёт Ан-26. Подключил к этому плану ведущих специалистов военной приёмки.
    Примерно через 1,5 месяца, после сдачи экзаменов, Владимир Валентинович начал подключать меня в экипаж стажером. При этом командиром самолёта был сам.
    До моего переучивания Владимир Валентинович имел опыт переучивания вертолётчиков на самолёт. В частности он подготовил Сербина Виталия Дмитриевича до уровня КВС самолёта Ан-26 (Сербин В. Д. был переведён в Киев из Улан-Удэ за 1,5 года до моего переезда).
    После выполнения плана переучивания Владимир Валентинович допустил меня к испытаниям в качестве второго пилота, а затем в качестве КВС на самолётах Ан-26, Ан-32 и их модификациях.
    Надо сказать, что подготовка “чистых” вертолётчиков на самолёт, да ещё в качестве испытателей, — случаи нетипичные и требовали от инструктора методических навыков и, самое главное, — большой ответственности за допуск к самостоятельной работе лётчика с вертолёта на самолёт.
    Конечно, мне очень повезло, что инструктором моим оказался Владимир Валентинович, за плечами которого были очень серьёзные испытания боевой авиационной техники, десятки подготовленных лётчиков-испытателей в ЦПЛИ.
    В моей памяти Владимир Валентинович всегда останется лётчиком-испытателем с БОЛЬШОЙ буквы, человеком, передавшим свой опыт пилотам последующих поколений.

    Мисюк Николай Николаевичлётчик-испытатель 1-го класса, старший лётчик-испытатель Киевского авиационного завода.

    Ответить
  18. “В свои 60 с лишним лет продолжает держать штурвал в руках и плодотворно работает на Антоновских машинах Ан-32 и Ан-26, оставаясь очень порядочным человеком, аккуратным и принципиальным испытателем… Не отрицая незаурядные качества Владимира Валентиновича как человека и учителя, как лётчика-испытателя и руководителя, в данном случае приоритет везения инструктору и обучаемому был очевидно взаимным… Но это – не случайно. Так как это произошло после того, как Владимир Валентинович провёл по своей методике ювелирную и ёмкую работу по конкретному отбору … в этой работе по оценке профессиональных и человеческих качеств он скидок никому и никогда не делал, и из отобранных им в испытатели за несколько десятилетий ни в одном пилоте и штурмане не ошибся… ”

    Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель Мигунов Валерий Валентинович

    Ответить

Оставьте комментарий