Содержание

«История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг»

Глава 9. Самолеты ОКБ П.В. Цыбина

Сверхзвуковой самолет-разведчик Р-020 («Игла»)

    С учетом результатов испытаний НМ-1 в проект РСР были внесены коррективы, направленные на улучшение управляемости и повышение надежности систем. В рабочих чертежах самолет Р-020 (рис. 221, 222) геометрически отличался от РСР, хотя общая компоновка в целом была сохранена.
    Полный комплект рабочей документации был передан на завод № 99 в г. Улан-Удэ, где было развернуто серийное производство. К концу 1963 г. планировалось построить 30 самолетов. Войсковая эксплуатация первых пяти самолетов должна была начаться в 1962 г. Изготовление первого опытного образца Р-020 началось на заводе № 256, но закончено не было: производственные площади были переданы заместителю А.И.Микояна по беспилотной ракетной тематике А.Я. Березняку.
    1 октября 1959 г. ОКБ-256 было переведено в ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева. Документация была переоформлена, и постройка опытной партии из трех Р-020 была продолжена на заводе ОКБ-23. 29 сентября 1960 г. первый опытный самолет был выведен на аэродром ЛИИ в г. Жуковском. Там же началась его подготовка к испытаниям. В октябре 1960 г. В.М. Мясищев был отстранен от должности главного конструктора и переведен на должность начальника ЦАГИ, а ОКБ-23 вошло в состав ОКБ-52 В.Н. Челомея. Работы по Р-020 прекратились из-за несоответствия основной тематике ОКБ-52.
Самолет-разведчик Р-020
Рис.221. Самолет-разведчик Р-020
    К середине 1961 г. весь состав бывшего ОКБ-256 был переведен в подчинение Министерства среднего машиностроения (МСМ). П.В. Цыбин перешел на работу в ОКБ С.П. Королева, где под его руководством были созданы беспилотная модификация космического корабля «Восток», спутник связи «Молния» и космический корабль «Союз».
    К тому времени на заводе № 99 были построены три самолета Р-020 и подготовлены к сборке еще несколько комплектов агрегатов. Но после закрытия ОКБ-23 их производство было прекращено, готовые самолеты и задел уничтожены. Опытный образец Р-020 в полуразобранном состоянии был передан в МАИ на кафедру самолетостроения в качестве учебного пособия (впоследствии от него остались лишь некоторые агрегаты).
    В 1974 г. П.В. Цыбин стал заместителем главного конструктора, а затем научным консультантом по теме «Буран». В последние годы жизни П.В. Цыбин руководил научно-исследовательскими работами по созданию воздушно-космического самолета.

Схема самолета-разведчика Р-020

Рейтинг@Mail.ru Топ-100