
Ан-22Ш
транспортный самолет
При разработке ракеты-носителя «Энергия» рассматривались различные способы транспортировки блоков, баков, агрегатов, отдельных частей
ракеты и орбитального корабля. Негабаритность конструкций блока второй ступени (выше четвертой степени) и корабля заставили разработчиков обратиться к
воздушным средствам транспортировки. Были изучены авиационные средства транспортировки блока Ц на базе отечественных самолетов
Ту-95, Ан-22,
Ан-124, Ил-76 и 3М. Самолеты Ту-95 и Ил-76 не обеспечивали необходимой грузоподъемности.
Впервые в отечественной практике для транспортировки негабаритных грузов ОКБ О.К.Антонова модифицировало свой крупнейший в то время воздушный грузовик Ан-22 «Антей», установив наверху его фюзеляжа узлы крепления различных грузов. В 1981 году на этой машине были выполнены уникальные перевозки
вне грузовой кабины крыла ВТС нового поколения Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев. Затем на этом самолете транспортировался центроплан самолета
Ан-225 «Мрiя» массой около 40 т.
Модифицируя «Антей», конструкторам удалось разрешить большое количество сложных проблем, связанных с устойчивостью и управляемостью самолета при наличии на внешней подвеске груза столь больших габаритов и
с возможностью возникновения негативных аэроупругих явлений. Однако даже огромные транспортные возможности «Антея» оказались недостаточными для решения
задач по транспортировке компонентов системы «Энергия-Буран».
Руководство Минавиапрома обращается к О.К.Антонову с просьбой разработать самолет, специально предназначенный для
транспортировки блоков космических систем. В ответ на просьбу авиаконструкторы предпринимают попытку
модифицировать для этих целей «Антей». В принципе такая модификация была
возможна в двух направлениях: размещение грузов сверху либо внутри сильно «раздутой» хвостовой части
фюзеляжа (диаметр ее увеличивался до 8,3 м). Первый способ оказался
неперспективным ввиду сложности обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета при наличии столь крупного внешнего груза, второй
- Ан-22Ш - по причине прочностных и компоновочных проблем.
Выбор был сделан в пользу модернизации самолетов 3М в ВМ-Т и создания специального самолета Ан-225 «Мрия» на базе Ан-124.
Источники информации:
- Воплощение "Мечты"
- Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /