Ка-226
Многоцелевой вертолет
Многоцелевой вертолет Ка-226 предназначен для перевозки людей и грузов, а также обеспечения решения широкого спектра задач в
интересах различных ведомств и эксплуатантов. Вертолет с комплексом современного
бортового оборудования соответствует национальным авиационным нормам, а также
американским FAR по категориям А и В.
Создание этой машины началось на фирме «Камов» в 1990 году, а
непосредственно она стала разрабатываться в 1994-1995 годах, когда был сделан первый эскизный проект.
Вертолет предназначен для замены парка вертолетов типа Ми-2 и Ка-26 (выпущено 860 машин), который по техническому состоянию должен быть почти полностью списан
к 2002 году. Вертолет Ка-226 является двухдвигательной модификацией вертолета Ка-126, который так и не дошел
до серийного производства из-за того, что кондиции двигателя, заложенные при его
разработке, так и не были достигнуты. Установка двух двигателей переводит Ка-226, в отличие от его предшественника, в класс
вертолетов с высоким уровнем безопасности. Это позволяет использовать его для
полетов над водной поверхностью и в черте города, спасательных работ и т.п. В
случае отказа одного двигателя на Ка-226 обеспечивается полет с набором высоты.
Вертолет «унаследовал» все самое лучшее от своего предшественника - Ка-26: простую технику пилотирования, низкий уровень вибраций,
надежность, безопасность полетов и неприхотливость в эксплуатации. Модернизация
вертолета включает замену поршневых двигателей на газотурбинные, установку
новых, аэродинамически более совершенных, несущих винтов, размещение нового
бортового комплекса оборудования и создания комфортных условий для пилота и
пассажиров. Конструкция и технология изготовления Ка-226 отвечает современным
требованиям производства, обеспечивающим достижение больших сроков службы.
Соосная схема обеспечивает Ка-226 высокую маневренность, а также отсутствие неприятностей, обусловленных рулевым
винтом у одновинтового вертолета в случае маневрирования вблизи препятствий и, особенно, при неспокойном (турбулентном) состоянии атмосферы.
Базовая модель вертолета Ка-226 предназначена для перевозки людей и транспортировки грузов.
Быстросъемная транспортная кабина легко демонтируется и на ее место оперативно устанавливаются различные модули, оснащенные специальным
оборудованием.
Защита эскизного проекта и макета нового вертолета состоялась в 1996 г., а в 1997 г. началась постройка первого опытного образца.
Для сокращения времени и снижения затрат работы по созданию
вертолета были разбиты на два этапа: на первом – постройка летных образцов
осуществлялась путем доработки серийных Ка-126 под установку двигателей Аллисон
250-С20В (420 л.с.). При этом штатные системы и оборудование, не связанные с силовой
установкой, должны были оставаться неизменными. На втором этапе осуществлялась
постройка серийных вертолетов, полностью отвечающих требованиям АП-29 и FAR-29.
При этом машина должна получить более мощные двигатели Аллисон 250-С20R/2 (SR)
(450 л.с.), новую несущую систему, автопилот и другое оборудование.
В 1994 году ОКБ Камова и оренбургское ПО «Стрела»
начали постройку вертолетов Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями Allison-250-С20В. В Оренбург перебазировали 3 вертолета Ка-126 и передали
конструкторскую документацию на доработку этих вертолетов в Ка-226. Руководить
работами, связанными с созданием Ка-226, в ОКБ поручили главному конструктору
Е.Г.Паку, в 1995 году заместителем главного конструктора по этой теме назначили
А.Л.Пирожникова, ведущим конструктором - А.А.Ружича, представителем главного
конструктора на ПО «Стрела» - С.И.Стеценко. С 1998 года доводку вертолета Ка-226 возглавляет начальник КБ Л.П.Ширяев.
По словам Генерального конструктора фирмы Камов Сергея
Михеева, создание вертолета Ка-226 было бы невозможно без оказания очень
существенной и быстрой помощи в 1996 году со стороны МЧС РФ. Посещение ОКБ в
1996 году министром МЧС г-ном Шойгу и осмотр им макета вертолета решили вопрос о
возможности участия МЧС в создании Ка-226 в пользу такого участия. Модификация
для спасателей получила обозначение Ка-226А. Контракт на поставку 5 этих машин
на сумму 187 млн.руб. был заключен в 1999 году. Вертолет предполагается
использовать в качестве «воздушного спасателя», главным образом, в крупных
городах. Кроме того, не исключается возможность использования машины в Вооруженных силах РФ (в частности, в качестве
учебно-тренировочного). Заинтересованность в новом вертолете выразили также
Федеральная пограничная служба России, Государственный таможенный комитет,
Правительство г. Москвы, концерн «Газпром» и другие потенциальные заказчики.
Опытный экземпляр Ка-226 был оснащен пилотажно-навигационным
и связным оборудованием американской фирмы «Эллайд Сигнал», совместимым как с российскими, так и зарубежными аэродромными радионавигационными комплексами. Оно отвечает требованиям международных стандартов и хорошо зарекомендовало себя на таких машинах, как Белл 206, Во-105, ВК-117 и других. В состав БРЭО входит, в частности, приемник спутниковой навигационной системы KLN 90В.
27 декабря 1996 года завершилась работа макетной комиссии, давшей
«путевку в жизнь» новому многоцелевому вертолету Ка-226. Это была первая макетная комиссия, проведенная новым российским авиационным регистром.
4 сентября 1997 года на летно-испытательной станции в Люберцах летчик-испытатель В.А.Лавров совершил первый показательный полет
на Ка-226. В 1999 году на ПО «Стрела» завершилась сборка второго опытного
летного образца вертолета Ка-226, который в мае 2000 года после проведения
запланированных наземных испытаний был передан в ОКБ для подготовки и проведения летных испытаний.
Публичным полетом 28 марта 2001 с подмосковного аэродрома (ремзавод «Черное») начались сертификационные испытания Ка-226 с их завершением в 2002 году после
проведения около 300 полетов.
С 1997 года серийное изготовление Ка-226 в кооперации с
производственным объединением «Стрела» ведет Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП): проведена
подготовка производства вертолета, а также лопастей несущих винтов, транспортной
кабины, хвостового оперения и других агрегатов. Параллельно с серийным
производством ведется конструкторская доработка модели, поскольку при сборке
первой машины был обнаружен дефект в лопастях. Построены первые машины
установочной серии, идет проверка их соответствия техническим требованиям.
КумАПП освоило серийное производство таких сложных вертолетных агрегатов как втулки
несущего винта и сами несущие винты для легких вертолетов Ка-226. Ранее эти
агрегаты изготавливались на предприятиях-смежниках и в целях сокращения
стоимости агрегатов и вертолета в целом было произведено их освоение на КумАПП.
Все 3 опытных вертолета Ка-226, проходящие сертификационные летные испытания,
были оснащены новыми втулками и винтами, причем третий вертолет, построенный в
2002 в Кумертау, уже ими оснащен, а 2 других вертолета прошли переоборудование.
Модульность конструкции аппарата позволяет быстро
разрабатывать новые варианты применения Ка-226. Разработаны медицинский, учебный,
патрульный и для охраны порядка(милиции) варианты. Для министерства по
чрезвычайным происшествиям построен аварийно-спасательный вариант Ка-226А.
В 2001 г. Ка-226 наряду с вертолетами Ми-2А и «Ансат» принимал участие в конкурсе на вертолет первоначального обучения. В сентябре он
уступил победу «Ансату».
Фирма «Камов» в перспективе будет предлагать на авиарынке
вертолеты Ка-226 с различными двигателями. В частности, соглашением с компанией
«Snecma», заключенным на МАКС-2001, предусмотрена по желанию заказчика установка двигателей Arrius 2G
мощностью 670 л.с. Избыточность мощности двигателей будет направлена на
реализацию повышения характеристик вертолета Ка-226 в условиях высокогорья и
высоких температур в странах с жарким климатом. В целях снижения цены вертолета
и улучшения его потребительских свойств на Ка-226 планируется установка и
двигателей, производство которых будет вестись в России или в условиях участия
российских предприятий в кооперационных поставках. К таким двигателям относятся
двигатели разработки Запорожского МКБ «Прогресс» АИ-450 мощностью примерно 450
л.с. и разработки ГУНПП «Завод им. Климова» ВК-800 мощностью до 800 л.с.
Цена вертолета Ка-226 в базовом варианте составляет 1,3-1,5
млн. долл. Цена двигателей зарубежного производства для вертолета класса Ка-226
составляет примерно от 195 до 300 тыс. долл. Двигатели типа АИ-450 и ВК-800
будут значительно дешевле зарубежных - их цена ориентировочно составит 200 тысяч
долл. Применение АИ-450 или ВК-800 существенно упростит эксплуатацию и удешевит ремонт вертолетов Ка-226 в России.
В октябре 2001 была окончательно оформлена сделка о поставке
50 вертолетов Ка-226 ОАО «Газпром». Стоимость контракта превышает 50 млн долл.
Поставка вертолетов «Газпрому» будет осуществляться несколькими партиями в
период с 2002 года по 2007 год. Первая партия вертолетов Ка-226 с двигателями
фирмы Ролсс-Ройс в количестве 22 машин будет осуществлена до 2005 года.
Последующие вертолеты могут быть оснащены иными двигателями, в том числе отечественного производства.
Первые вертолеты «Газпрому» будут поставлены в транспортном
варианте. Затем придет очередь поставки вертолетов в варианте для мониторинга
газопроводов (сегодня разрабатывается эскизный проект бортового оборудования для
проведения мониторинга), а позже - и в варианте аварийно-спасательном и других
вариантах использования.
Первые 2 из 5 заказанных Ка-226А в аварийно-спасательном варианте МЧС
получил в 2002 году. В 2003 велась отработка технологий применения этих вертолетов в интересах работ МЧС РФ.
В 2003 году предприятия выполняют заказ по поставке вертолетов Ка-226 для Газпрома и правительства Москвы по условиям опционов.
По оценкам генерального конструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева, потребность только
России в вертолетах Ка-226 до 2010 г. составляет порядка 1000 машин. Вертолет включен в “Программу развития авиации России до 2015 года”.
Ка-226 сертифицируется по транспортным категориям «А» и «В» норм летной годности МАК АП-29 и FAR-29 для визуальных полетов и полетов по
приборам, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В августе 2003 Межгосударственный авиационный комитет (МАК) выдал временный сертификат типа на
вертолет Ка-226 разработки фирмы «Камов». Вертолет сертифицирован на соответствие действующим в России современными требованиями к летной годности и
требованиям по защите окружающей среды. В настоящее время фирма «Камов» совместно с МАК проводит работы по сертификации вертолета Ка-226 в США по американским нормам летной годности.
В 2008 году была разработана модификация Ка-226Т. Ка-226Т оснащен двумя газотурбинными двигателями Arrius 2G1 французского производителя Safran. Вместе с главным редуктором ВР-226Н двигатели обеспечивают взлетную мощность в 580 л. с., что на 130 л. с. больше, чем у базового Ка-226.
Это позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза.
В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т.
Контракт предусматривает передачу 40 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии. В мае 2017 года холдинг «Вертолеты России», «Рособоронэкспорт» и индийская корпорация HAL зарегистрировали совместное предприятие Indo-Russian Helicopters Limited, которое занимается вопросами локализации производства Ка-226Т.
Источники информации: