И-270 (Ж)
экспериментальный истребитель-перехватчик c ЖРД
Истребитель-перехватчик И-270 разрабатывался ОКБ А.И.Микояна
для частей ПВО крупных промышленных объектов и военных баз и должен был обладать высотой боевого применения 16000-17000 м и скоростью 1100 км/ч. Для обеспечения этих требований был выбран ЖРД. Кроме того, учитывалась характерная особенность ЖРД - слабая зависимость его тяги от высоты и скорости полета.
Самолет создавался под влиянием конструкции ракетного перехватчика Me-263, захваченного
в Германии на полигоне в Дессау. Первоначальный проект предусматривал стреловидное крыло.
После проведения в ЦАГИ исследований и расчетов выяснилась недостаточность полученных данных для рабочего проекта такого крыла. Это вызвало в марте 1946 г. полный пересмотр проекта самолета с установкой на нем прямого крыла с относительной толщиной 9%. Однако дальнейшее исследование ЦАГИ выявило невозможность получения достаточных исходных данных и для самолета с таким крылом. Работы были остановлены, и проект истребителя в апреле заново пересмотрели под 12% крыло. В дальнейшем работы сильно тормозились задержкой в получении как прочностных, так и аэродинамических характеристик по новому крылу. В связи с этим и рядом других причин закончить постройку к установленному Правительством сроку (ноябрь 1946 г.) не удалось.
Первый экземпляр истребителя-перехватчика И-270 (Ж-1) выпущен из производства 28 декабря 1946 г. На самолете был установлен макетный двигатель. В связи с отсутствием кондиционного двигателя испытания разделили на два этапа.
На первом этапе выполнялись буксировочные полеты первого экземпляра за бомбардировщиком Ту-2, которые завершились в июле 1947 г. В полетах происходили расцепки и затем безмоторные посадки, как на планере. Перед первыми полетами на Ж-1 летчики тренировались на истребителе Як-9, нагруженном свинцовыми болванками для имитации характеристик продольной и поперечной устойчивости, сходных с расчетными характеристиками И-270.
После установки 8 мая 1947 г. кондиционного двигателя РД-2М-3В на втором экземпляре И-270 (Ж-2) начался второй этап испытаний. Однако при завершении отработки двигателя на земле вышла из строя его малая камера сгорания и была повреждена хвостовая часть самолета. После ремонта, 2 сентября 1947 г. состоялся первый вылет, который оказался и последним. Во время неудачной посадки самолет, пилотируемый летчиком-испытателем А.К. Пахомовым, потерпел аварию и был разрушен. Самолет решили не восстанавливать. Вскоре на первом экземпляре истребителя И-270 макетный двигатель заменили на кондиционный и 2 октября 1947 г. летчик-испытатель В.Н.Юганов выполнил на нем первый полет. Но из-за специфических особенностей и трудности эксплуатации ЖРД в зимних условиях, было принято решение законсервировать самолет до марта 1948 г. В 1948 г., вскоре после возобновившихся испытаний Юганов совершил вынужденную посадку Ж-1 без выпущенного шасси. Самолет получил повреждения и больше не восстанавливался.
И-270 показал удовлетворительную скороподъемность и высокую скорость в горизонтальном полете, но одновременно -
плохую маневренность и ограниченный радиус действия. В то же время истребитель МиГ-15, с намного лучшими
характеристиками был уже в стадии постройки опытного образца и проект И-270 был остановлен.
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
- «Артем Микоян» / М.Арлазоров, ЖЗЛ, 1978 /
- От Ме-262 к МиГ-15: Трофейные технологии и послевоенное развитие советской военной авиации / ВВС России /
- Mikoyan and Gourevitch I-270 Experimental Rocket Interceptor / Jet models /
- I-270 and Ju 248 Comparison