Е-155М (изд.518-21)
многоцелевой истребитель
В 1966 г. ОКБ А.И.Микояна
приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А. Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г.
Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика
Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР. Основу системы управления вооружением перехватчика Е-155МП впервые в мире должны была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Заслон», которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли.
Она с 1968 г. разрабатывалась НИИ Приборостроения для Ту-148. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Самолет должен был иметь воздухозаборники, похожие на
воздухозаборники МиГ-25, но с улучшенной аэродинамикой. Экипаж из двух человек
предполагалось разместить тандемом в кабине под общим фонарем с откидывающимися
вверх-назад подвижными частями.
Крылом изменяемой геометрии и однокилевым оперением с форкилем самолет
весьма походил на МиГ-23. Для обеспечения путевой устойчивости предполагали
установить два больших складных подфюзеляжных гребня, опять-таки похожих на
гребень МиГ-23. Для работы с грунтовых или ледовых аэродромов основные опоры шасси
собирались оснастить двухколесными тележками, что позволило бы снизить удельное давление на грунт.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4-м квартале 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция слишком тяжелой. В 1969 г. началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изд.518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет
К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме «тандем». В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А. Соловьев).
Другой проект, «изделие 518-55», весьма походил на будущий реализованный МиГ-31.
Самолет должен был нести четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем, имел двухколесную
тележку главных опор шасси с тандемным расположением колес. Трапециевидное крыло
предполагалось выполнить с большими корневыми наплывами и отогнутой задней
кромкой. Работы по «изделию 518-55» не продвинулись дальше эскизного проектирования.
Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и
Дальнем Востоке страны. Учет новых требований привел в 1972 г. к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика
Е-155МП (изд.83).
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- Авиация и космонавтика №8. 1999
- Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /