МКБ "Радуга"

Х-28 (изделие 93 или Д8, AS-9 «Kyle»)
УР «воздух-поверхность»

    Разработка противорадиолокационной ракеты Х-28 была начата по Постановлению СМ от 10 января 1963 г. Ракета Х-28 должна была входить в комплекс К-28П в составе фронтового истребителя-бомбардировщика Як-28Н и двух ракет Х-28.
    Головным разработчиком комплекса К-28П назначили ОКБ-115 Яковлева, которое делало самолет-носитель. Ракету Х-28 делали в ОКБ-155-2 под руководством Березняка, а систему самонаведения - в омском ЦКБ-111 ГКРЭ, (позднее переименованном в НПО «Автоматика»). Автопилот делали в московском НИИ-923, боевую часть, традиционно, в НИИ-6.Схема Х-28
    Первоначально предполагалось Х-28 снабдить твердотопливным двигателем. Но уже в конце 1963 г. было решено установить ЖРД Р205-300 на базе двигателя, создаваемого в ОКБ С.К.Туманского для ракеты КСР-5. В конце концов, на Х-28 установили жидкостный реактивный двигатель Р-253-300 разработки Уфимского МКБ «Союз».
    Ракета Х-28 имела нормальную самолетную аэродинамическую схему. Длина ее около 6 м, максимальный диаметр фюзеляжа 0,43 м, размах треугольного крыла 1,39 м. Внешне Х-28 была похожа па ракету Х-22, также разработанную в Дубне.
    Стартовый вес ракеты Х-28 составлял 690 кг. Вес фугасной боевой части 9А283 - 140 кг. Боевая часть была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-132 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв боевой части в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС.
    Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью пассивной радиолокационной головки самонаведения типа ПРГ-28М. Х-28
    Испытания самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966, а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. 2 февраля 1968 года был выполнен первый испытательный пуск ракеты Х-28 с ЖРД Р205-300 с самолета-носителя Як-28Н. Но самолет в серийное производство не был запущен. В 1967 году из-за выявившихся сложностей с применением ракет Х-28 на самолетах типа Як-28 и фактического самоустранения от решения проблемы головного разработчика системы К-28П для продолжения испытаний Х-28 пришлось использовать …транспортный Ан-12Б.
    С 1971 года к программе испытаний Х-28 присоединился Су-24: первый пуск этой ракеты с опытного Т6-3И выполнили в марте 1971 года.
    Параллельно в ОКБ Сухого прорабатывалась возможность применения Х-28 и на машинах меньшей размерности, с перспективой ее внедрения на самолеты типа Су-17. В качестве летающей лаборатории для отработки ракеты был выделен опытный С22-11 (Су-7БМ №52-27), первый пуск Х-28 с которого был выполнен 7 июня 1972 года.
    В составе комплекса Су-7-28 испытания Х-28 были завершены в 1973 году, а в составе Су-17М-28 – годом позже, и ракета вошла в номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) Су-17М, принятого на вооружение в ноябре 1974 года. В дальнейшем она применялась на самолетах Су-17М2 и Су-17М3, а также на некоторых экспортных модификациях Су-22.
    Испытания Х-28 с носителем Т-6 завершились в 1974 году, и ракета вошла состав АСП этого самолета, принятого на вооружение в феврале 1975 года под обозначением Су-24.
    Истребитель-бомбардировщик Су-17М, строившийся с 1972 г., мог нести только одну ракету Х-28. Х-28 Пусковая установка ПУ-28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель-А» для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракет, устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла. Подвеска на самолет пусковой ПУ-28С была нелегким делом - его балка весила 100 кг.
    При пуске ракет Х-28 с высоты 5 км дальность стрельбы составляла 70 км. При пусках с малых высот дальность снижалась до 45 км.
    В 1976 г. были завершены испытания Су-24, который мог нести 2 ракеты Х-28. На Су-24 была установлена станция разведки цели и выдачи целеуказания «Филин».
    Истребитель-бомбардировщик Су-17М был 1-местным, а на Су-24, кроме пилота, находился штурман, способный более качественно оценивать обстановку и принимать решения по применению ракет. Кроме этих самолетов носителем Х-28 был еще МиГ-23Б.
    Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система «Метель-А» и «Метель-АВ», различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система "Филин-Н"). С их помощью ГСН и САУ ракеты готовились к пуску, получая информацию о направлении на РЛС, углах пеленга и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании "Метели" служила ГСН ракеты, "Филин" сам по себе являлся пассивной РАС с оборудованием и антеннами, служившими для обнаружения и пеленгации цели с последующим вводом данных в систему ракет. Автономный поиск и поражение с помощью "Метели" оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по РЛС-цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.
    Недостатком ракеты Х-28 был жидкостный реактивный двигатель, большой вес и устаревшая система наведения. Значительные массогабаритные характеристики Х-28, в конечном счете, были следствием требований к ней и уровня оборудования того времени: круговое вероятное отклонение достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность (в эксплуатации, по условиям скорости и высоты пуска, ее ограничили 30 - 35 км, хотя на больших высотах она могла быть значительно больше) принес массу эксплуатационных трудностей. Хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.
    В настоящее время Х-28 сняли с вооружения российских ВВС. На смену ей была создана твердотопливная Х-58.
    Ракета Х-28 экспортировалась в зарубежные страны, cостояла на вооружении ВВС Югославии, Ливии, Ирака и стран — участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием «Nissan-28» в ирано-иракской войне.

Х-28 Х-28
Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-28
Кодовое наименование НАТО AS-9 «Kyle»
Тип противолокационная
Год 1971
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 5,97
Диаметр фюзеляжа, м 0.43
Размах крыла, м 1,39 (1,93)
Масса, кг 690
Вес боеголовки, кг 140 (200;160)
Тип ГСН пассивная радиолокационная ПРГ-28М
Тип боеголовки фугасная 9А283
Силовая установка
Двигатель ЖРД Р-253-300
Летные данные
Дальность пуска с высоты, км 5 км 70 (90; 120)
<1 км 45
Скорость полета, км/ч 3500

Х-28

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  2. Авиация и космонавтика №8. 1999
  3. Raduga Kh-28 (AS-9 Kyle) / FAS /
  4. УР Воздух-Земля / «Уголок неба» /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100