
МиГ-31Б (БС)
(изд.01Б, изд.12; изд.01БС)
Дальний сверхзвуковой перехватчик
Первый опыт эксплуатации МиГ-31 показал, что самолет имеет
недостаточную дальность. Например, перехватчики, базировавшиеся в Мончегорске
близ Мурманска, должны были сопровождать в заданиях морские разведывательные и
противолодочные самолеты, а дальности действия одних и других явно не совпадали.
Таким образом возникла необходимость ее повышения. Военные, в лице маршала авиации
Евгения Савицкого, вообще предлагали сделать дальность такой, чтобы МиГ-31 могли
достигать границ США через Северный полюс!
К этому времени в Советском Союзе вовсю внедрялись средства дозаправки топливом в воздухе, и эта
процедура перестала быть чем-то экстраординарным. На МиГ-31 установили систему дозаправки типа «конус-штанга».
Выдвигающаяся штанга располагалась слева перед козырьком фонаря, причем
испытывалось как левое, так и правое расположение приемной штанги.
Первым МиГ-31, оснащенным дозаправочной штангой, стал четвертый самолет третьей серии - борт 1604. На нем
штанга была еще «макетной». Она выглядела как настоящая, могла выдвигаться
и убираться, но связи с топливной системой не имела. Самолет использовался для
отработки контакта с танкером. Конструкторам нужно было убедиться, нужна ли на МиГ-31 дополнительная точная система
управления самолетом, подобная той, что стояла на оборудованном дозаправкой МиГ-25.
Оказалось, что силовая установка МиГ-31 вполне, без всяких доработок, обеспечивает необходимые маневры и контакт с конусом
танкера.
Следующая машина (с/н 3603) имела уже весь комплект оборудования для дозаправки. Самолет был оснащен также
радиосистемой дальней навигации. Ведущим инженером по летным испытаниям назначили В.С.Егорова. Эту машину проверяли в Жуковском
и Ахтубинске летчики-испытатели ОКБ и НИИ ВВС. На долю первых выпал основной объем
работ. Т.О.Аубакиров выполнял
длительные полеты в северных высоких широтах с тем, чтобы проверить систему
навигации на чувствительность к магнитным аномалиям и определить возможность
самолетовождения по данным РСДН. 30 июля 1987 г. летчик-испытатель Р.П.Таскаев и штурман-испытатель
Л.С.Попов впервые в мировой практике
пролетели на истребителе-перехватчике над Северным полюсом по маршруту Мончегорск-Полюс-Анадырь
(Чукотка). Летя в условиях низкого навигационного обеспечения над безориентирной местностью, экипаж, дважды
дозаправившись, провел в воздухе 6 часов 26 минут. На обратном пути Таскаев и Попов
совершили беспосадочный перелет в Москву вдоль всей северной береговой линии России.
Таскаев, Аубакиров и Попов, используя режим дальней навигации, осуществили из
Мончегорска несколько полетов над акваторией Северного Ледовитого океана.
Задания предусматривали дозаправку от Ил-78, учебные перехваты целей, посадку и взлет на
ледовом аэродроме на Земле Франца-Иосифа. Все системы и оборудование работали без отказов.
Теперь ограничением по пребыванию самолета в воздухе являлась уже усталость экипажа, снижающая внимание и
ведущая к малоэффективной отработке задания. Кроме того, в условиях столь длительного полета элементарные
физиологические потребности членов экипажа могли помешать выполнению задачи. У нас об этом до последнего времени как-то не
задумывались, предоставляя решать проблему самим летчикам. К слову, один из бывших
Главкомов ВВС хвастал на полном серьезе, что, мол, наши герои-летчики, если им
прикажут, завяжут в узел, а долетят.
С 1990 г. все серийно выпускавшиеся МиГ-31 дооснащались дозаправочной штангой («изделие 01ДЗ»),
вплоть до выпуска новой модификации МиГ-31Б, на которой такое оборудование было предусмотрено изначально.
В остальном «изделие 01ДЗ» ничем не отличалось от «изделия 01».
Кроме уже решенной проблемы дальности полета, конструкторы занимались совершенствованием системы
вооружения самолета. Работы, начавшиеся по программе МиГ-31М и его совершенно нового
комплекса вооружения, требовали длительных испытаний. До появления в строю этой
модификации было необходимо усовершенствовать прежнюю в связи со следующими событиями.
В 1985 г. в Москве органами КГБ был задержан Адольф Толкачев. Выяснилось, что он, будучи агентом
западных спецслужб, передавал хозяевам секретные данные по системам вооружения МиГ-29 и МиГ-31. Шпиона признали виновным, но
секрет был уже разглашен. Причем, ущерб от действий Толкачева был значительно серьезней, чем от Беленко, в свое время
угнавшего МиГ-25П в Японию.
Это вынудило конструкторов ускорить введение на МиГ-31 новой системы вооружения. В результате
появился МиГ-31Б («изделие 01Б») с улучшенной радиолокационной станцией и доработанными ракетами Р-33С
и двигателями Д-30Ф6. Он был оснащен убираемой Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т, а также доработанной системой управления вооружением
«Заслон-А» и модернизированным радиоэлектронным оборудованием. Истребитель получил приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ. Были введены новые режимы
защищенного обмена информацией. Ракетное вооружение было дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60.
Боевая нагрузка осталась прежней, но за счет улучшенного БРЭО и ракет возможности комплекса возросли в 1,3-2,5 раза.
Производство новой модификации на авиазаводе «Сокол» в г.Горьком началось в конце 1990 - начале 1991 г.
Как и в случае с МиГ-25ПДС, после акции Толкачева все ранее выпущенные
МиГ-31 («изделие 01») необходимо было доработать до стандарта МиГ-31Б.
Доработанные на НГАЗ «Сокол» и авиаремонтных предприятиях ВВС строевые самолеты получили
обозначение МиГ-31БС («изделие 01БС»). Они не имеют систему дозаправки топливом в полете.
В инициативном порядке работы по усовершенствованию МиГ-31 провели инженеры
Горьковского авиазавода под управлением Главного конструктора Е.И.Миндрова. Для отработки был выделен самолет с/н 0503.
Усовершенствования касались как конструкции планера, так и систем самолета.
Конструктивные изменения направлялись на улучшение технологичности с учетом опыта эксплуатации МиГ-31 в строевых частях.
Наибольшим доработкам подверглась топливная система и система топливной автоматики. В связи с изменением объемов
фюзеляжных баков была изменена конструкция нижней части фюзеляжа. В самолете нашли свое воплощение несколько новых
оригинальных идей, но постройка его задержалась, летные испытания выявили необходимость доводки топливной системы, а
времени уже не было - полным ходом шли работы по МиГ-31М. Самолет 0503 опоздал с
появлением на свет, но очень много его конструктивных решений, в т.ч. новая
топливная система, перешли на новый перехватчик. Впоследствии 0503 участвовал в
процессе летно-конструкторских испытаний МиГ-31М.
В начале 90-х годов из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены.
Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имелось также в ВВС Казахстана.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им.А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-31Б | |
Кодовое наименование НАТО | Foxhound | |
Тип | Дальний сверхзвуковой перехватчик | |
Год принятия на вооружение | 1991 | |
Экипаж, чел | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 22,688 | |
Высота самолета, м | 6,15 | |
Размах крыла, м | 13,464 | |
Площадь крыла, м2 | 61,6 | |
Взлетная масса, кг | максимальная (2 ПТБ) | 46200 |
нормальная | 41000 | |
Масса снаряженного самолета, кг | 21825 | |
Масса топлива во внутренних баках, кг | 16350 (15500) | |
Полезная нагрузка, кг | 4000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ДТРДФ Д30Ф6 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 9500 (91) |
на форсаже | 15510 (152) | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета, км/ч | на уровне моря | 1500 |
на высоте 17500 м | 3000 (2,83) | |
Крейсерская скорость, км/ч (М=) | 2400 (2,35) | |
Боевой радиус действия при полёте к рубежу перехвата, км | на сверхзвуковой скорости (М=2.35) без ПТБ | 720 |
на дозвуковой скорости (М=0.85) без ПТБ | 1200 | |
на дозвуковой скорости (М=0.85) с ПТБ | 1400 | |
на дозвуковой скорости (М=0.85) с ПТБ и одной дозаправкой в воздухе | 2200 | |
Перегоночная дальность c ПТБ без вооружения | 3300 | |
Продолжительность барражирования, ч | с подвесными баками | 3,6 |
с дозаправкой в воздухе | 6-7 | |
Практический потолок, м | 20600 | |
Длина разбега, м | 1200 | |
Длина пробега, м | 800 | |
Вооружение | ||
Пушка | шестиствольная 23-мм ГШ-23-6 | |
УР «воздух-воздух» | Р-33 | 4 |
Р-73 | 4 | |
Р-40ТД | 2 | |
Р-60М | 4 |
Источники информации:
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Вестник авиации и космонавтики» 4'99
- Чемодан из Гастронома. МиГ-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- «Авиация и Космонавтика» 8'99