Boeing-747X
Дальнемагистральный пассажирский самолет
Активное продвижение на рынок концерном Airbus реактивного аэробуса
A-380 (ранее - А3ХХ), вынудило компанию «Боинг» предложить тем же авиакомпаниям модификации нового
поколения модели 747-400. Модернизированные самолеты должны быть разработаны быстрее и стоить дешевле европейского SuperJumbo.
Boeing 747X должен представлять собой модифицированную версию уже существующего 747-го, который благодаря большой грузоподъемности является хорошей базой для создания двух его модификаций. Boeing 747X - самый дальний самолет из семейства 747-х. Предполагалось, что он отнимет пальму первенства у мирового лидера по дальности - нового Boeing 777-200.
Самолет стал бы более экономичным при одновременном повышении летных характеристик. На самолете установлены усиленные крылья большего размаха, более прочный фюзеляж и посадочное шасси, дополнительный съемный топливный бак (возможно использование вместо него грузовых контейнеров) аналогично модификации Boeing 747-400ER. Количество пассажирских мест по сравнению с 747-400 увеличено незначительно. Самолет мог перевозить до 430 человек в трехклассной конфигурации на расстояние 8975 морских миль (16640 километров). Так, например, 747X способен выполнять 18-часовой беспосадочный рейс Сингапур-Чикаго. При установке дополнительного салона на верхней палубе в хвостовой части фюзеляжа пассажировместимость могла быть доведена до 442 мест. Самолет должен иметь обновленную кабину экипажа и новый интерьер пассажирских салонов. Кабина экипажа основана на решениях 777-го и оснащена полностью цифровым оборудованием с жидкокристаллическими МФД.
В другой модификации - удлиненном 747X Stretch - наоборот увеличено количество мест до 522, но время полета будет таким же, как и у 747-400.
По заявлению президента корпорации Фила Кондита обороты компании позволяют самостоятельно профинансировать разработку 747X. "Все затраты на разработку 747X составят около $ 4 млрд.", - сообщил журналистам главный финансовый администратор компании Boeing Майкл Сеарс. Поскольку это гораздо меньше, чем требуемые для A-380 $12 млрд., чтобы окупить разработку по заявлению главы Boeing "понадобится от 10 до 30 контрактов, в зависимости от уровня авиакомпаний".
Начало полномасштабной разработки планировалось на март 2001 г, а осенью 2005 новые самолеты должны вводиться в эксплуатацию. Кондит признался, что Boeing своей новой машиной 747X нацеливается на тех же самых потенциальных покупателей, которые, как объявила ранее компания Airbus, могут стать ее начальными клиентами по приобретению A3XX. Кондит сообщил также, что в калькуляцию стоимости разработки самолета ($4 млрд.) не включены затраты на создания двигателей для 747X.
Производители двигателей в данный момент предлагают два типа турбовентиляторных силовых агрегатов для 747X, и, по словам Кондита, скорее всего, что возможен будет вариант оснащения лайнера как одним, так и другим типом.
Rolls-Royce Plc предложил для 747X двигатель Trent 600, в то время как Engine Alliance, совместное предприятие двух других мировых производителей авиадвигателей - General Electric Aircraft Engines и Pratt & Whitney (отделение United Technologies Corp) совместно предложили GP7172. Тягу двигателей с первоначальных 30800-31700 кгс планировалось довести до 33500 кгс.
20-25% от продаж авиалайнеров должны были получить производители двигателей.
Но 29 марта 2001 г. в Сиэтле официальный представитель американской фирмы сообщил, что корпорация Boeing отложила на неопределенный срок планы создания лайнера 747X. Если на Airbus A380 поступило 66 заказов, то на 747X - ни одного. Некоторые из идей, разработанных для 747X, были использованы на 747-400ER.
После прекращения программы 747X Boeing не перестал разботать над усовершенствованием семейства 747. Так, вариант 747-400XQLR (eXperimental Quiet Long Range — опытный тихий дальнемагистральный) должен был иметь увеличенную до 14 780 км дальность полёта, улучшенную топливную эффективность и пониженный уровень шума. Предлагаемые изменения включали гребневые законцовки крыла, подобные использованным на 767-400ER, и мотогондолы с пилообразными задними кромками для снижения шума. Хотя 747-400XQLR не был запущен в серию, многие из использованных в нём решений были впоследствии применены в проекте 747 Advanced.
В начале 2004 года Boeing объявил о предварительных планах по созданию 747 Advanced, которые в конечном итоге были приняты. В удлинённом 747 Advanced, подобном по концепции 747X, должны были использоваться технологии Boeing 787. 14 ноября 2005 года Boeing объявил, что начинает разработку проекта 747 Advanced под обозначением Boeing 747-8.
747X Stretch | 747X Stretch Freighter |
---|
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Boeing | ||
Обозначение | Boeing 747X | ||
Тип | Дальнемагистральный пассажирский самолет большой вместимости | ||
Ввод в эксплуатацию | 2005 г. | ||
Экипаж, чел. | 2 | ||
Число пассажиров, чел. | 3-х классная конфигурация | 430 | |
с доп. салоном | 442 | ||
Геометрические характеристики | |||
Длина самолета, м | 73,5 | ||
Размах крыла, м | 69,8 | ||
Размах стабилизатора, м | 25,5 | ||
Высота самолета, м | 21,44 | ||
Диаметр фюзеляжа, м | 6,49 | ||
Ширина салона, м | 6,13 | ||
Площадь крыла, м2 | 570 | ||
Максимальный вес, кг | взлетный | 473100 | |
посадочный | 310710 | ||
Вес пустого снаряженного, кг | 223400 | ||
Вес самолета без топлива, кг | 290300 | ||
Объем коммерческого груза, м3 | 5/14 контейнеров LD-1 | 150,2 | |
Запас топлива, л | 274711 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 4 | ||
Тип двигателя | ДТРД Rolls-Royce Trent 600 | ДТРД Engine Alliance GP7172 | |
Тяга двигателей, кгс | 4 х 30844 | 4 х 32659 | |
Летные данные | |||
Cкорость, км/ч (М=) | крейсерская | 937 (0,86) | |
максимальная | 960 | ||
Дальность полета, км | с 430 пассажирами и багажом (с резервами топлива) | 16640 |
Источники информации:
- The New Boeing 747 Family Home / Boeing /
- Boeing 747Х / Уголок неба /
- 747-400 / Справочник воздушных судов /