Горовенко Виталий Яковлевич

род.1958

В.Я.Горовенко
В.Я.Горовенко

Летчик-испытатель 1 класса, пилот ГА 1 класса, военный летчик 1 класса, подполковник ВВС.
Родился 16 мая 1958 года в г.Шяуляй (Литва) в семье военного штурмана. Закончил 10 классов и поступил в Тамбовское ВВАУЛ им. М.Расковой, которое закончил в октябре 1979 — офицер с высшим военно-специальным образованием, летчик-инженер. Служил в Прибалтийском ВО (Тарту), Ленинградском ВО (Сальцы).
С ноября 1987 по июнь 1989 — слушатель Центра подготовки летчиков-испытателей, г.Ахтубинск.
С 1989 года — летчик-испытатель ГЛИЦ.
С мая 1992 — служба в ГАНИЦ ВС Украины, г.Феодосия.
12 сентября 1994 принят в АНТК им. О.К.Антонова летчиком-испытателем.
Основные проведенные работы: Ту-22М3 — специальные летные испытания — с различными типами авиационных крылатых ракет (АКР) Х-22, Х-117 — с системой управления воору­жением (СУВ) АКР Х-15 по определению точностных характеристик и по расширению боевых возможностей самолета при пусках на максимальных сверхзвуковых скоростях, оценка пуска Х-15 в полете строем парой; — пилотажные свойства, ЛТХ и оценка боевого применения с системой «бак-напалм», определение аэродинамических поправок на минимальных скоростях; госиспытания по сбросу возвращаемых космических баллистических капсул (ВКБ) на сверхзвуковых скоростях, с серийным комплексом обороны, с АКР Х-117; Су-24М — характеристики навигационного способа бомбометания, характеристики с ракетами Х-31, Х-59, Х-59М, Х-58У, Х-25МЛ, с СУВ для бомбометания бароспособом, с новым комплексом пилотажной информации, с аппаратурой обзора задней полусферы, с корректируемой авиационной бомбой (КАБ-500), отработка автономной системы захода на посадку по азимутально-дальномерной навигационной системе (АДНС), автономное бомбометание, определение прицельных характеристик с доработанной системой, с прицельно-радиолокационным комплексом; А-50 — модернизированный ПНК, устойчивая работа СУ на некондиционном топливе; самолет-мишень М-16 (Ту-16) — пилотирование радиоуправляемого самолета-мишени, характеристики автоматизиро­ванного управления; Ту-95МС — комплекс радиолокационно-электрических помех; Ту-142МР — ЛТХ с выпущенным кабель-канатом длиной 7500 м (антенна для связи с подводными лодками); Ан-72 — испытания модификаций Ан-72П и Ан-72Р, Ан-32Б — ЛТХ с чрезвычайным режимом двигателей (ЧР); Ан-124-100М-150 — сертификация, расширение взлетно-посадочных весов, Ан-124-100 — ВПХ на высокогорных аэродромах, применение повышенного номинального режима двигателей; Ан-70 — большие углы атаки, определение ВПХ КВП на грунтовой ВПП, имитаторы льда, десантирование боевой техники, исследование СУ, госиспытания; Ан-12 — возможность десантирования без ВПС, Ан-140, Ан-225 — сертификация, СИ ТС AS, СРППЗ на Ан-12, Ан-124-100М, Ан-74ТК-300, госиспытания системы захода и посадки «ЛУЧ-7» на Су-24 и Ту-134.
27 января 2001 экипаж во главе с летчиком-испытателем Виталием Горовенко через 12 секунд после взлета из аэропорта Центральный г.Омска и отрыва от взлетно-посадочной полосы (ВПП) совершил вынужденную аварийную посадку на поле за территорией аэропорта на расстоянии 150 м от ограждения ВПП вследствие отказа третьей силовой установки и автоматического выключения первой силовой установки. В результате посадки «на брюхо» удалось избежать взрыва топлива, никто из 33 человек, находившихся на борту, не погиб.
Летал и проводил испытания на самолетах: Л-29, Л-39, Як-18Т, Як-52, Як-40, Ил-28, Ил-76, А-50, Ил-38, Ту-16, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-142, Ту-134УБЛ, Су-24М, Су-17, М-16, МиГ-29, Ан-3, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ан-225, Ан-140, Ан-72, Ан-74, Ан-32, Ан-70, мотодельтаплан Т-2М, В-35 «Вильга», СЛА.
Налет более 8 200 часов, испытательный 1728 часов.

Источники информации:

  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, – Киев: Издательство «КВЩ». – 2005 /

Оставьте комментарий