1921-1961
Летчик-испытатель, лейтенант (194?).
Родился 28 июня 1921 года в с.Борки Рязанской области.
В армии с января 1939 года.
Участник Великой Отечественной войны. Помощник командира авиазвена 157 истребительного авиационного полка.
5 июля 1943 года сбит в районе ст.Поныри Курской области. При спуске с парашютом тяжело ранен. С 1943 — в запасе.
С 194? — летчик-испытатель НИИ №1.
С 1955 — на летно-испытательной работе на АЗ №21 им.С.Орджоникидзе. Поднял в воздух серийный МиГ-21Ф (08.02.1960). Участвовал в испытаниях Е-2А (1957).
С 1960 — на летно-испытательной работе в ОКБ М.Л.Миля.
Погиб 30 мая 1961 года при выполнении перегоночного полета на Ми-10.
При перелете из Казани на подмосковный аэродром вертолет Ми-10 04101 потерпел катастрофу. В районе города Сасово, прибор контроля давления масла в главном редукторе начал показывать уменьшение давления. Командир экипажа летчик-испытатель П.А.Ануфриев решил посадить вертолет для осмотра силовой установки. Выбрать площадку для посадки оказалось не так просто. Кругом лесные массивы, а в промежутках между ними населенные пункты. Наконец, удалось найти как будто бы подходящее место — лужайку за окраиной деревни.
По мере приближения к предполагаемому месту посадки летчик заметил, что лужайка неровная, с уклоном к примыкавшему к ней болоту.
Подведя вертолет к лужайке и зависнув над ней, но окончательно не приземляя его, так, что он находился во «взвешенном» состоянии при вращающемся несущем винте, Петр Ануфриев дал команду штурману-радисту Семену Клепикову сойти и осмотреть площадку.
Клепиков убедился, что левые передняя и основная стойки шасси опираются на зыбкую болотистую почву и окончательное полное приземление вертолета грозит опрокидыванием его в сторону болота. Сложив руки крестом, штурман показал командиру, что посадка на этой площадке невозможна, и поднялся на борт вертолета.
Взлетели и, едва перелетев над насыпью, пролегавшей поперек пути вертолета, увидели, что давление масла упало до нуля. Впереди неровное поле, засеянное рожью. Приземлившись с порядочной горизонтальной скоростью, «летающий кран» по инерции пробежал 300-400 метров до встретившегося на пути небольшого бугорка, теряя на пробеге детали разрушившейся силовой установки, опрокинулся и загорелся. Какие-то неведомые силы выбросили Клепикова из кабины и он, получив незначительные травмы, оказался на ржаном поле в десяти-пятнадцати метрах от горящего вертолета. Начавшийся пожар не получил большого распространения и постепенно угасал.
Механизаторам близлежащего совхоза, работавшим в поле недалеко от места падения вертолета, удалось вытащить из-под обломков тела погибших второго летчика В.П.Михайлюка, борттехника Ш.М.Аруина, техника А.А.Мысловского и подававшего признаки жизни командира экипажа П.А.Ануфриева.
На редкость оперативно сработала телефонная связь. Меньше через час о катастрофе стало известно М.Л.Милю и находившемуся на аэродроме вертолетного ОКБ инженеру НИИ ВВС Загордану. Быстро был снаряжен самолет ЛИ-2, на борту которого заняли места военный представитель в ОКБ Г.П.Чернышев, М.Л.Миль и А.М.Загордан. Ли-2 доставил их на аэродром Чучково, а оттуда вертолетом Ми-4, пилотируемым одним из опытнейших вертолетчиков Ф.Ф.Прокопенко, они добрались до места катастрофы Ми-10.
В расследовании катастрофы Ми-10 показания пребывавшего в сознании члена экипажа С.И.Клепикова значительно облегчили эту задачу. Его рассказ, подробный осмотр места катастрофы позволили восстановить картину этого тяжелого летного происшествия и с достаточной достоверностью определить его причину. Казалось бы устраненные недостатки силовой установки, которые проявились на вертолете Ми-6, вновь дали знать о себе. Катастрофа произошла из–за поломки привода маслонасоса в главном редукторе.
Прибывшие на место катастрофы вертолетчики на ночь разместились в районной больнице, куда был доставлен тяжелораненый Ануфриев, в надежде, что его ранение не окажется смертельным, и от него, может быть, удастся уточнить некоторые обстоятельства катастрофы. Но эти надежды не оправдались. Петр Андреевич всю ночь бредил, произносил какие-то несвязные слова, а к утру скончался.
Похоронен в Москве, на Преображенском кладбище.
Награжден орденом Красной Звезды (30.05.1951).
Подробный анализ обстоятельств катастрофы позволил наметить пути повышения надежности силовой установки Ми-6 и Ми-10. Приводы маслонасосов пришлось усилить и заменить как на опытных Ми-10, так и на всех Ми-6. Для этого понадобилось немало времени и государственные испытания «Летающего крана» удалось начать лишь в 1964 году.
Источники информации:
- Военные испытатели вертолетов / А.М.Загордан, МФПА, Москва, 1996 /
- Летчики, испытания, самолеты / Я.А.Исаенко, Н.Д.Левадный, А.М.Элькинбард, Н.Новгород, «ОАО НАЗ «Сокол», 2005 /
- ОБД «Память народа 1941-1945 гг.»
Помогали:
- С.С.Еремин
Авария произошла в районе села Собчаково у деревни Алешня .Одним из свидетелей был мой дядя-все произошло на глазах ,т.к.дядька фронтовик он одним из первых понял что случилось-послал одного в правление колхоза сообщить о случившемся а сам с мужиками бросился спасать экипаж-вытаскивали летчиков из горящей разбитой машины-экипаж горел живым.Что ему на всю оставшуюся жизнь запомнилось:все летчики были с орденами и медалями на мундирах,а один был герой СССР-вот так с грустью он об этом мне и рассказывал:как будто говорит опять на фронте побывал….Отвезли всех в районную больницу села Большие Можары…Вскоре прилетел вертолет-М.Миль сам прибыл на место аварии,со всеми говорил,колхозникам выразил свою благодарность за оперативность… А на месте аварии каждый год сеют рожь или пшеницу и созревая поклоняются колоски в память погибшим ЛЕТЧИКАМ !!!