1926-1958
Герой Советского Союза (1.05.1957), лётчик-испытатель 1-го класса (1957), майор.
Родился 5 февраля 1926 года в Москве. Русский. В 1944 году окончил Московскую спецшколу ВВС.
В армии с 1944 года. В 1944 году окончил Сасовскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков. В 1944-1946 годах обучался в Черниговском военном авиационном училище лётчиков, в 1949 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. До 1951 года был в нём лётчиком-инструктором. С 1951 — в запасе.
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1953-1958 годах обучался на вечернем отделении Жуковского филиала Московского авиационного института.
С мая 1953 года – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания МиГ-19П (СМ-7) (28.08.1954), Е-5 (МиГ-21) (9.12.1955), МиГ-19СУ (СМ-50) (30.11.1956), Е-6 (МиГ-21Ф) (20.05.1958). Провёл испытания: вооружения МиГ-17Ф (СФ-3), по отработке заправки МиГ-19 от Ту-16. Участвовал в испытаниях МиГ-15 (САМ), МиГ-15УТИ (СТ-7), МиГ-17Р (СР-2), МиГ-17П (СП-6), МиГ-17ПФ (СП-7), МиГ-17ПФ (СП-10), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), Е-2, Е-4, МиГ-19С (СМ-9/3). Участвовал в испытаниях самолётов-истребителей МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, опытных самолётов Е-2 и Е-4.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года майору В.А.Нефёдову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11146).
Погиб 28 мая 1958 года в испытательном полёте на опытном Е-6 (МиГ-21Ф).
Это произошло во время выполнения седьмого полета на Е-6/1. На высоте 18 км при скорости М=2 произошел помпаж воздухозаборника. Снизив скорость, Нефедов попытался запустить двигатель, но перегретый пусковой бачок забил топливопровод парами бензина. От предложения руководителя полетов покинуть самолет летчик отказался. Точно рассчитав посадку, Нефедов вышел на аэродром, выровнял самолет над посадочной полосой. Но когда оставалось всего около 2 м высоты, самолет ударился передней стойкой шасси о полосу и перевернулся. Около 200 м перевернувшийся истребитель скреб по бетону. Сломался киль. От трения машина загорелась, сошла на грунт.
У Нефедова была обожжена спина, разорваны мышцы правой руки, поломаны ребра, проткнуто легкое, поврежден позвоночник. Но он был в сознании и все время задавал один и тот же вопрос:
— Я буду летать?
Ночью Нефедов умер в госпитале. В ходе расследования было установлено, что при посадке произошел отказ гидросистемы из-за падения давления вследствие выхода из строя двигателя. Управление же стабилизатором было гидравлическим. Резервная электрическая система управления включилась автоматически, однако в этом случае она не обеспечила необходимой скорости перекладки стабилизатора. Поэтому на самолете Е-6/2 гидравлическая система была дублирована аварийным насосом, а электрическая система исключена.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденом Ленина, медалями.
Источники информации:
- «История и самолеты ОКБ МиГ» / Студия Крылья России, АНПК «МиГ», CD — 1999 /
- Артем Микоян / М.Арлазоров. ЖЗЛ. Москва. 1978 /
- Нефёдов Владимир Андреевич / И.Б.Балаков, А.А.Симонов. «Испытатели МиГов» /
- Нефёдов Владимир Андреевич / Герои Страны /
Смелый, красивый и преданный своему делу человек. Рыцарь неба. Ребята, кто будет на Новодевичьем, поклонитесь ему.