1897-1941
Лётчик-испытатель 3-го класса (1940).
Родился 25 июня 1897 года в городе Золосэнтмихал (Венгрия). В 1911 окончил среднюю школу, в 1915 – 4 класса технического училища. С 1914 г. по 1915 г. работал слесарем на машиностроительном заводе в г.Печ.
С 1915 – в австро-венгерской армии. Служил в 48-м пехотном полку в г.Пильзене (Чехословакия) в 1915-1917 гг. После службы работал в железнодорожной отрасли до 1922 г. Во время революции в Венгрии примкнул к революционным частям, за что был подвергнут тюремному заключению. В 1922 г. Советским правительством был обменен как политэмигрант.
С 1922 г. по 1923 г. работал слесарем в Наркомфине (г.Москва).
В РККА с мая 1923. В 1924 окончил Борисоглебскую ВАШЛ, в 1925 – Серпуховскую высшую школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС в должности летчика, командира звена и командира отряда (2-я ИАЭ, 30-й ИАЭ — г. Москва, 42-я ИАЭ г. Воронеж, 61-я ТБАЭ АЭр. Домна ОКДВА).
С 1935 – лётчик-испытатель авиазавода №124 им. С. Орджоникидзе (г.Казань); испытывал серийные АНТ-6 (ТБ-3), ДБ-А, АНТ-42 (Пе-8) и Пе-2. Начальник летно-испытательной станции АЗ № 124. Одновременно возглавлял заводской аэроклуб.
Арестован 29 июня 1938 г. и 17 декабря 1938 г. обвинен по статье 58-6. Приговор: обвинение переквалифицировано на ст. 58-10 ч.1. Верховным судом ТАССР 10 марта 1939 дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Погиб 13 ноября 1941 года при выполнении испытательного полёта на серийном Пе-8 с моторами М-40Ф.
Это была первая катастрофа в истории завода. Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) заводской №42056 проходил испытания с новыми дизельными двигателями М-40, с начала ноября установленными на этот бомбардировщик. Первый полет накануне, длившийся 61 минуту, прошел без замечаний. Командиром экипажа был заводской лётчик-испытатель Л.О.Немет. В экипаж входили второй пилот Л.Сумцов, штурман Н.Журавлев, борттехник Шевченко — все из 433 полка Дальней авиации. После испытаний на этом бомбардировщике они должны были улететь на фронт. От завода в составе экипажа летели ведущий инженер ЛИСа Я.С.Осокин, бортмеханики И.В.Шитов и С.Шарипов, радист С.В.Блинов, представитель военной приемки В.И.Григоренко и представитель ЦИАМа А.Ф.Лапко. Всего 10 человек.
Взлет задержался на 1 ч. 45 мин. Штурман полка Рогозеев из-за отсутствия лётного обмундирования не явился к полёту и его заменили Н.Журавлёвым. Взлетели в 11.45. Первый этап полёта — взлет, набор высоты 2000 м. Второй — подъем до 4000 м по направлению на Чистополь и возвращение к Казани. Третий этап — полёт на Йошкар-Олу на высоте 5000 м с выходом на Канаш, а затем возвращение на заводской аэродром. При прохождении Казани радист передал, что на борту все в порядке, посадку планируют в 16.20. Время 15.00. В районе Канаша, когда экипаж готовился к повороту домой, после внезапного удара двигатель №2 остановился и из крыла в фюзеляж потянуло дымом, а потом ворвалось пламя. Немет приказал всем прыгать, а сам из-за густого и едкого дыма (не была даже видна приборная панель) привстал на педали и выставил голову в наружный поток воздуха. Лётчик ввёл бомбардировщик в глубокую спираль для того, чтобы быстрее сблизиться с землёй и совершить аварийную посадку.
Пятерым членам экипажа удалось благополучно покинуть горящую машину на парашютах, трое — Шевченко, Шарипов, Лапко — погибли. На выводе из спирали бомбардировщик стал разваливаться, Немет прыгнул последним на высоте 600 метров. На нем горела одежда и, скорее всего пламя повредило парашют — купол раскрылся и тут же, обмякнув, ушел в сторону, Немет погиб. Удивительна судьба военпреда Григоренко. Понимая, что сквозь пламя ему не выпрыгнуть, он собрал все брезентовые чехлы с двигателей, перебрался в самый хвост самолёта, завернулся в них и при ударе самолёта о землю остался жив, получив незначительные ушибы!
Комиссия возглавляемая И.Ф.Незвалем быстро нашла причину катастрофы — обрыв одного из шатунов двигателя. Отдельной строкой в акте указали о низкой надежности и работоспособности дизельного двигателя М-40.
Жил в Казани.
Похоронен в Казани, на Арском кладбище. Несмотря на тяжелое военное время, похороны прошли очень торжественно — это был первый лётный экипаж, похороненный на этом кладбище.
Источники информации:
- Завод стратегического назначения / Казань, Издательство «Вертолет», 2002 /
- «КАПО: хроника трудных лет» / И.Валеев, B.Кузин, Г.Фомин, В.Анютов, «Авиация» №7 (№3/2000) /
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /
Помогали:
- В.П.Тарасенко
Вот это люди! Герои!