Черно-Иванов Владимир Фролович

1924-1966

В.Ф.Черно-Иванов

В.Ф.Черно-Иванов

Лётчик-испытатель, полковник (1966).
Родился 16 февраля 1924 года в селе Мучкап (ныне – посёлок Мучкапский) Тамбовской области. В 1942 окончил спецшколу ВВС (г.Петропавловск).
В армии с 1942. В 1943 окончил Селищенскую школу авиамехаников, в 1944 – Новосибирскую ВАШЛ и Мичуринскую офицерскую школу ночных полётов.
Участник Великой Отечественной войны: с декабря 1944 – лётчик 201-го гвардейского авиационного полка (Авиация дальнего действия).
После войны продолжал службу в строевых частях Дальней авиации. В 1953 окончил Рязанскую военную офицерскую авиационную школу боевого применения Дальней авиации.
С августа 1959 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (в 1959-1961 – Управление спецслужб, с 1961 – 2-е Управление). Участвовал в госиспытаниях Ту-22 и других бомбардировщиков.
Погиб 19 сентября 1966 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-22Р.
Целью полета было «выяснить, как будет срабатывать система автоматического управления самолетом (автопилот) при всякого рода внешних возмущениях и как при этом поведет себя самолет. Известно, что всякие внешние возмущения являются случайными. Чтобы не зависеть от этих случайностей, которых, кстати, может и не возникнуть в очередном полете, самолет оборудовали специальными устройствами, позволяющими создать те или иные «случайные» возмущения по воле экипажа. На различных высотах и скоростях экипаж будет вводить их, а автопилот должен будет своевременно и «аккуратно» их исправлять.»
Командир экипажа Владимир Фролович Черно-Иванов…
Штурман Виталий Иванович Царегородцев…
Бортовой радист-оператор Алексей Яковлевич Лузанов.
Первую часть задания – на больших высотах – экипаж успешно выполнил. Замечаний по работе аппаратуры и автопилота не было. Оставшуюся вторую часть нужно было выполнять на малой высоте. При этом самолет уходил из зоны радиовидимости. Доложив об обстановке на борту руководителю полетов и получив разрешение на снижение, командир экипажа сбросил обороты двигателей, и самолет начал быстро снижаться.
При отключении одного демпфера на малой высоте и выполнении режима второй демпфер оказался неисправным. Возникла раскачка, последовал выход на разрушающую перегрузку. Штурман по команде командира покинул самолет. Радист не отвечал. Летчик покинул самолет на слишком малой высоте.
В катастрофе погибли В.Ф.Черно-Иванов, А.Я.Лузанов.
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в Ахтубинске, на кладбище №1.
Награждён орденом Красной Звезды (22.02.1955), медалями.

Источники информации:

  • Хроника трудного неба / Н. Зацепа, «Молодая Гвардия», Москва, 1982 /
  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Имена на «Крыле Икара» / О.Мутовин, «Мир авиации» 2007 №2/

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *