Баевский Георгий Артурович

1921-2005

Г.А.Баевский

Г.А.Баевский

Герой Советского Союза (4.02.1944), Заслуженный военный летчик СССР (17.08.1971), летчик-испытатель 1-го класса (1966), генерал-майор авиации (13.04.1964).
Родился 11 июля 1921 года в Ростове-на-Дону. Отец — Баевский Артур Матвеевич (1892-1971), участник Гражданской войны, долгое время работал с Ф.Э.Дзержинским. Мать — Баевская Валентина Юльевна (1896-1967). Сразу после рождения Георгия семья Баевских переехала в Москву. В 30-е годы в течение нескольких лет ему довелось жить в Берлине, где отец работал в советском посольстве. Дом семьи находился вблизи аэродрома Темпельхоф. Еще обучаясь в 275-й московской средней школе, он окончил аэроклуб Дзержинского района, а затем и Серпуховскую военную авиационную школу летчиков.
После выпуска в ноябре 1940 года его, младшего лейтенанта, оставили в школе летчиками-инструкторами.
Весной 1943 года он попал на Юго-Западный фронт в уже прославленный 5-й гвардейский истребительный авиационный полк. Он входил в 17-ю воздушную армию (командующий — генерал В.А.Судец). В боях в Донбассе, а затем на Курской дуге участвовал в воздушных боях, сбил немецкий истребитель, а к исходу Курской битвы на его счету уже было 12 сбитых самолетов противника.
Затем уже на Ла-5ФН прикрывал от ударов вражеской авиации переправы через Днепр. Радостно было сознавать, что «лавочники» по ряду показателей стали превосходить «мессершмитты» и постепенно завоевывали превосходство в воздухе. Сказалась здесь и смелая тактика советских летчиков. За первые несколько дней битвы за Днепр они сбили около 20 фашистских самолетов, в том числе управляемых асами, обрели уверенность в своих возможностях.
В ходе наступательных боев на Украине в конце 1943 года такие качества проявили многие летчики, действуя в сложных метеорологических условиях. Однажды два гвардейца, ведущий — гвардии старший лейтенант Георгий Баевский и ведомый — гвардии лейтенант Петр Кальсин, отправились на свободную охоту. Линию фронта Ла-5ФН проскочили на большой скорости и взяли курс к немецкому аэродрому в районе Кривого Рога. По пути обнаружили и разгромили вражескую колонну тяжелых грузовиков и легковых машин. Обнаружив «раму», — а это корректировщик-разведчик «Фокке-Вульф-189», — Баевский атаковал его и сбил. Отстреливаясь, враг успел попасть в самолет Георгия, которому пришлось посадить горящую машину «на живот». Петр бросился спасать боевого друга, приземлившись на заснеженном поле рядом с фашистским аэродромом. Жестом показал Георгию: «В кабину!» Когда же в одноместном самолете оказалось двое, его центровка нарушилась. Касаясь земли, лопасти винта погнулись. Тогда обгоревший Баевский выскочил на поле и стал раскачивать машину. Видя, что со стороны аэродрома уже бегут немцы, влез в технический лючок, что в хвостовой части фюзеляжа. Упираясь ногами в пашню, пытался подтолкнуть самолет и помочь ему тронуться с места. Наконец на виду у фашистов машина поднялась в воздух, и вскоре летчики оказались на своем аэродроме.
Об этом случае сообщалось в сводках Совинформбюро, писали в газетах и листовках. Командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Р.Я.Малиновский издал приказ «О героическом подвиге летчиков 5-го гвардейского истребительного авиаполка». Боевые друзья были награждены орденами Красного Знамени.
Когда счет сбитых Баевским гитлеровских самолетов перевалил за 16, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
28 февраля 1945 года под Берлином шесть Ла-5ФН, ведомые гвардии капитаном Г.Баевским, в воздушном бою сбили семь истребителей FW-190. За этот подвиг офицера наградили полководческим орденом Александра Невского. Последний его фронтовой вылет — на помощь восставшей Праге — состоялся 8 мая 1945 года. А 24 июня 1945 года участвовал в параде Победы в составе сводного полка 1-го Украинского фронта.
В 1945 году поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени проф. Н. Е. Жуковского. Во время учебы освоил реактивные истребители Як-17 и МиГ-9.
С 1951 — старший летчик-испытатель 2 управления (испытаний самолетных двигателей) НИИ ВВС. В 1952 обнаружилось, что его бабушка была французской подданной, и Баевский был переведен летчиком-инструктором в Южно-Уральск, а позднее — в Московский военный округ. Здесь он командовал 910-м бап, служил старшим летчиком инспектором Липецкого центра летной и технической подготовки руководящего состава. Вместе с трижды Героем Советского Союза И.Н.Кожедубом Георгий Баевский организовал переучивание летчиков на новую технику.
После окончания Военной академии Генерального штаба Г.А.Баевский становится заместителем начальника НИИ ВВС по летной части (1963-1970). Он лично проводит облет и испытание 77 типов самолетов и вертолетов, таких, как МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Ту-16, Ту-95 и др.
В феврале 1970 – октябре 1973 – заместитель командующего ВВС Московского военного округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям. Организовал переучивание первых строевых полков ВВС на МиГ-23 ( 32-й ГвИАП ) и МиГ-25Р ( 47-й ОРАП ).
В марте-апреле 1971 года находился в загранкомандировке в Египте в качестве командира 63-го отдельного авиационного отряда, созданного для выполнения советскими лётчиками разведывательных полётов на сверхзвуковых разведчиках МиГ-25Р над территорией Израиля.
В 1973-1985 – заместитель начальника кафедры тактики и истории военного искусства Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Здесь он целиком посвящает себя научной и учебной работе. Стал заместителем начальника кафедры. Он увлеченно трудится над теорией создания орбитальных самолетов и их применения в боевых операциях. По этой же теме в 1978 г. защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук в Академии Генерального штаба. С августа 1985 года – в запасе.
Продолжал работать доцентом на кафедре тактики и истории военного искусства в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Являясь председателем Совета ветеранов 5-го гвардейского истребительного авиаполка, Георгий Артурович многое сделал для сбора сведений о боевых действиях полка, прошедшего славный путь от Москвы до Берлина и сбившего 739 вражеских самолетов. Родному полку, воспитавшему 21 Героя Советского Союза, Г.А.Баевский посвятил свою книгу «С авиацией через ХХ век», изданную в 2001 г.
Жил в Москве. Умер 6 мая 2005 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награждён орденом Ленина (4.02.1944), 2 орденами Красного Знамени (21.09.1943; 17.01.1944), орденом Александра Невского (4.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.1944; 11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (5.07.1943; 30.12.1956; 24.11.1966; 22.02.1977), медалями, чехословацким орденом Красной Звезды (5.05.1975), другими иностранными наградами.

Сочинения:

  • С авиацией через ХХ век. М., 2001
  • Сталинские асы против асов Люфтваффе. М., 2009

Источники информации:

  • Г.А.Баевский / «Солдаты ХХ века» /
  • Георгий Баевский / А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» /
  • Г.А.Баевский / Советские асы /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Памяти Георгия Артуровича БАЕВСКОГО / Д.Хазанов, «Авиация и космонавтика» 7.2005 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *