1893-1936
Герой Советского Союза (31.12.1936), лётчик-испытатель, капитан.
Родился 27 декабря 1883 года на окраине Милана. Затем он переехал с родителями в Турин, а с 12 лет жил у родственников в Безансоне, во Франции, где окончил три класса гимназии. Возвратившись в Турин, стал работать в мастерской. Одновременно он посещал вечернюю техническую школу. Позднее он устроился на фабрику фирмы «Фиат», где занимался испытанием авиамоторов. Вскоре вступил в Молодежную социалистическую федерацию и активно включился в ее работу.
Один из создателей Коммунистической партии Италии. С 1921 г. в эмиграции в Советской России.
В Красной Армии с 1921 г. Принимал активное участие в борьбе с бандформированиями на Украине (1921-1922).
В декабре 1923 г. он окончил Зарайскую летную школу авиации № 1. Служил в отряде «Ильич» воздушного фланга Украинского военного округа. Старший летчик, командир авиазвена. Принимал непосредственное участие в уничтожении повстанческого и бандитского движения в Закавказье и на Северном Кавказе. Здесь он взял в плен одного из английских инструкторов, являвшегося военным советником у дашнакских банд в Закавказье.
Он является прототипом главного героя художественного фильма «Мужество» (1939), очень популярного в СССР в довоенные годы.
С 1933 г. — на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Но вскоре предпринимает неудачную попытку пролететь на самолете под мостом через Москву (как Чкалов). В результате самолет был разбит, а Примо после лечения был уволен из армии. Занимался ремонтом авиадвигателей, потом работал на автозаводе в Москве.
В сентябре-ноябре 1936 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Под псевдонимом «Кольдеро» летал на двухместном легком бомбардировщике Breguet XIX в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи, базирующейся в Альбасете. На этой устаревшей машине ему неоднократно приходилось летать в тыл врага и участвовать в воздушных боях, проявляя высокое летное мастерство и храбрость. В октябре 1936 г. «бреге» Джибелли был серьезно поврежден во время боевого вылета, после чего он был назначен командиром одного из двухмоторных бомбардировщиков французского производства Potez 54.
10 ноября 1936 на бомбардировщике Potez-54 был сбит огнем зенитной артиллерии (по др.версии — франкистскими истребителями). Самолет разбился к северо-востоку от г.Алькорсина. Джибелли попал в плен к франкистам (по др.версии весь экипаж погиб при падении самолета). После мучительных пыток он погиб. На следующий день националисты сбросили на аэродром базирования французов ящик с телом Примо и запиской-предупреждением «Так будет с каждым иностранцем».
«За образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года П.А.Джибелли был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (посмертно).
Награжден орденом Красного Знамени (1926) и почетным оружием.
Источники информации:
- В небе Кавказа / А.Лашков, Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра, №11 2003 /
- Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
- Кто есть кто / ВВС России /
- Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
- Французские летчики в Испании / М.Жирохов /
- Primo Gibelli
Примо Джибелли в одном из документов собственноручно писал, что в период с 1921 по 1923 г. окончил 3 авиационных школы, дословно: «Севастопол» «Московски» и «Серпуховски»