Павлушов Петр Леонтьевич

1899-1936

П.Л.Павлушов

П.Л.Павлушов

Родился в 1899 году в городе Петербурге в семье железнодорожного сторожа. Окончил 6 классов реального училища. С 1913 по 1916 годы ученик токаря на орудийном заводе.
В марте 1918 года помощник комиссара снабжения действующих отрядов Красной Армии. С 1919 года — военный моряк первого отдельного Петроградского батальона.
В 1920 году в звании военмора-авиамеханика сдал экстерном экзамены ускоренного теоретического курса в Егорьевской школе авиации. В 1922 году окончил Московскую авиационную школу высшего пилотажа и получил звание красного военного летчика. Зачислен в первую Краснознаменную авиационную эскадрилью истребителей, где служил в должности командира 4 отдельного отряда до февраля 1929 года. Награжден именными часами за стрельбу и кожаным чемоданом с серебряной накладкой за первое место по технике пилотажа на бригадных состязаниях. В 1923 году закончил в Серпуховской высшей военной авиашколе теоретические курсы стрельбы и бомбометания. Слушатель первого выпуска курсов усовершенствования командного состава.
В его отряд просился В.П.Чкалов. В октябре 1925 года во время учебного боя Чкалов «прижал» своего командира к земле и заставил приземлиться. В результате конфликта в ноябре Чкалов за пьяный дебош и драку был отдан под трибунал и приговорен к 6 месяцам лишения свободы.
В феврале 1926 года был выполнен групповой перелет военных летчиков по маршруту Ленинград — Смоленск — Ленинград. Три пилота во главе с Павлушевым на самолетах «Фоккер» D-XI вылетели 24 февраля, и вторая тройка на отечественных машинах Р-1, возглавляемая И.А.Назарчуком, — 25 февраля. Почти весь маршрут проходил в сложных метеорологических условиях, приходилось делать вынужденные посадки, ремонтировать технику в полевых условиях. В итоге в первой группе весь маршрут успешно преодолел лишь один Павлушев, а во второй — Назарчук и Янышевский. Однако цель перелета была достигнута. Летчики получили практику в осуществлении больших перелетов в трудных условиях.
В 1929 году переведен в Евпаторию на должность командира отдельного 50 авиаотряда. С 1930 по 1931 год командир 73 отдельного авиаотряда в Киеве. За безаварийность и отличную боевую подготовку 7 декабря 1930 года награжден командирским значком №3 «Отличный воздушный боец» и американским мотоциклом марки «Харлей».
В 1932 году назначен командиром 93 авиационной эскадрильи.
В 1933 году переведен на завод №21 летчиком-испытателем. Поднял в небо и провел испытания УТ (спарка И-5; 5.08.1934), ХАИ-1 №3211 (06.1934), И-16 тип 4 М-22 (16.08.1934), УТИ-2 тип 8 М-22 (06.1935), И-16 тип 5 М-25 (25.12.1935).
31 декабря 1933 потерпел аварию на И-5, совершая вынужденную посадку с остановившимся мотором. С 9.09.1934 по 4.04.1935 — начальник цеха №50 (испытательного), старший летчик. 20 ноября 1934 на заводском аэродроме из-за отказа механизма шасси совершил вынужденную посадку И-16 «на брюхо».
Работая на заводе, награжден легковым автомобилем «ГАЗ».
Погиб 13 февраля 1936 года при испытании самолета И-16 тип 5 № 52161.
Выполнив подъем на высоту 8,5 км, самолет плавно спускался, затем на высоте 1500―1700 м потерял управление и, по свидетельству очевидцев, перешел в беспорядочное пикирование. В 14.10 И-16 с грохотом врезался в землю в районе Рыковского поселка в 3 км от аэродрома. Местные жители, услышав страшный удар, отправились на поиски и вскоре обнаружили в лесополосе ужасную картину. Самолет при столкновении наполовину вошел в землю, а в кабине лежало окровавленное и обгоревшее тело летчика. Вероятной причиной катастрофы было объявлено возгорание бензина в кабине, из-за чего пилот потерял управление и не смог ни вывести машину из пике, ни покинуть ее. Поликарпов, ознакомившись с выводами комиссии, предположил, что летчик потерял сознание в результате отравления выхлопными газами, так как И-16 упал на землю с включенным мотором, работавшим на полных оборотах.

Источники информации:

  • Летчики, испытания, самолеты / Я.А.Исаенко, Н.Д.Левадный, А.М.Элькинбард, Н.Новгород, «ОАО НАЗ «Сокол», 2005 /
  • «Ишак» против мессера. Испытание войной в небе Испании, 1936–1939
  • Валерий Чкалов / В.В.Чкалова, М: «Типография «Новости», 2004/

One comment

  1. piter:

    пётр павлущев мой дедушка

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *