Болотов Филипп Ефимович

1888-1955

Ф.Е.Болотов

Ф.Е.Болотов

Летчик-испытатель 2-го класса (1942), подполковник (1945).
Родился 24 (12) октября 1888 года в деревне Тупики Острожской волости Оханского уезда (Пермский край). Окончил 2 класса сельской школы. В 1902-1906 работал учеником, помощником столяра и столяром в кустарной мастерской в Оханске. В 1906-1909 столяр кустарной мастерской в Перми и Иркутске.
В армии с октября 1909. В 1910 окончил минно-торпедную школу в Кронштадте. Служил матросом на Балтийском флоте. В 1911 окончил школу подводного плавания в Либаве (ныне город Лиепая, Латвия). Служил машинистом на подводных лодках на Тихоокеанском и Черноморском флотах.
Участник Первой мировой войны: в январе-феврале 1918 пулемётчик отряда подводного плавания в Крыму.
В феврале 1918 года приехал в Оханск — повидаться с родными.
В Красной армии с марта 1918. Служил в военкомате Охонска, участвовал в подавлении крупного Воткинско-Ижевского выступления белогвардейцев.
С апреля 1919 машинист дизеля в авиапарке в Казани, в июне 1919 декабре 1920 в Витебске. В 1921 окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923 Московскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Московский ВО). В 1926 окончил КУНС (г. Ленинград). Продолжал службу в строевых частях ВВС (Ленинградский ВО). С октября 1930 в запасе.
С 23 августа по 1 ноября 1929 года в качестве второго пилота совершил на самолёте ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов» перелёт Москва — Нью-Йорк через Сибирь и Аляску с посадками. Пройдено 21 242 км за 141 час 45 минут лётного времени, из них 8 000 км над океаном. Командир экипажа С.А.Шестаков, штурман Б.В.Стерлигов, бортмеханик Д.В.Фуфаев. Обратно в СССР экипаж вернулся морским путем на пароходе «Мавритания».
С октября 1930 по август 1937 лётчик-испытатель Остехбюро (г.Ленинград).
В 1934 году на самолете Handley-Page HP-19 (Т-4; СССР Н-30) направлен в Уэлен для спасения челюскинцев.
С августа по октябрь 1937 лётчик-испытатель НИИ-22 (г.Ленинград).
В 1937-1940 лётчик и начальник авиагородка Ленинградского института экспериментальной метеорологии. С октября 1940 вновь в армии.
С октября 1940 по октябрь 1943 лётчик-испытатель и начальник ЛИС авиазавода №47 (г.Ленинград, с 1941 — г.Оренбург). Поднял в небо и провёл испытания Як-6 (июнь 1942). Испытывал серийные УТ-2 (1940-1942), Як-6 (1942-1943) и их модификации.
С октября 1943 по октябрь 1945 лётчик-испытатель и начальник ЛИС авиазавода №471 (г.Шумерля). Испытывал серийные По-2 и их модификации.
С октября 1945 по 1946/7 лётчик-испытатель и начальник ЛИС авиазавода №272 (г.Ленинград). С января 1946 в запасе (по состоянию здоровья).
Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 10 декабря 1955 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён 2 орденами Ленина (30.04.1944, 06.05.1946), орденами Красного Знамени (30.04.1945), Трудового Красного Знамени (01.1930), медалью.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Авиатор из Оханска / Пермский стиль /
  • Болотов Филипп Ефимович (1888-1955) / Полярная почта /
  • Впервые через три континента / Авиапанорама, 11.1999 /
  • Земля и небо. Записки авиаконструктора / Адлер Е.Г., -М: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2004 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *