1927-1967
Дважды Герой Советского Союза (19.10.1964, 24.04.1967), Герой Труда ДРВ (1964), Летчик-космонавт СССР (1964), военный летчик 1-го класса (12.10.1964), полковник-инженер (12.10.1964).
Родился 16 марта 1927 года в Москве в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1952 года. В 1935-1943 годах учился в средней школе №235 города Москвы. В 1945 году окончил 10 классов в 1-й московской спецшколе ВВС.
В армии с 1945 года. Учился в Соловской авиационной школе первоначального обучения, с сентября того же года — курсант Борисоглебского Военного авиационного училища лётчиков.
В июле 1946 года был переведён в Батайское военное авиационное училище лётчиков имени А.К.Серова. С 31 декабря 1949 года служил летчиком, а с 28 ноября 1951 года — старшим летчиком 382-го истребительного авиационного полка (ИАП) 42-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) ВВС Северо-Кавказского ВО в городе Грозный.
С 27 октября 1952 по август 1954 года служил старшим летчиком 486-го ИАП 279-й ИАД 57-й Воздушной армии (ВА).
В 1959 году с отличием окончил факультет авиавооружения Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского.
С 3 сентября 1959 года до зачисления в отряд космонавтов служил помощником ведущего инженера, испытателем 3-го отделения 5-го отдела ГКНИИ ВВС в посёлке Чкаловский.
7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №267 зачислен на должность слушателя-космонавта ЦПК ВВС.
С марта 1960 по апрель 1961 года прошел общекосмическую подготовку (ОКП) и 3 апреля 1961 года успешно сдал выпускные экзамены. 4 апреля 1961 года был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.
В июне 1962 года заменил отстраненного от подготовки Г.Г.Нелюбова и до августа проходил подготовку в качестве дублера пилота корабля «Восток-4». Во время старта КК «Восток-4» 12 августа 1962 года был дублером пилота корабля — космонавта П.Р.Поповича.
12-13 октября 1964 года совместно с К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым совершил первый групповой орбитальный полёт на многоместном космическом корабле «Восход», продолжительностью 24 часа 17 минут 3 секунды (16 витков вокруг Земли). Завершив программу полёта КК «Восход» приземлился в 312-и километрах северо-восточнее города Кустаная (Казахстан).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11226) полковнику-инженеру В.М.Комарову за мужество и героизм, проявленные в космическом полёте, присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1964 года.
Вскоре ему присвоили квалификацию «Космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года его назначили инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны.
23-24 апреля 1967 года совершил испытательный полёт на корабле «Союз-1». Программой полета планировалась стыковка КК «Союз-1» с КК «Союз-2» и переход из корабля в корабль через открытый космос А.С.Елисеева и Е.В.Хрунова.
После выхода на орбиту «Союза-1» оказалось, что с ним не удается установить связь на коротких волнах. Перешли на ультракороткие волны и услышали голос космонавта. В.М.Комаров доложил, что не открылась одна из панелей солнечной батареи и ток на подзарядку аккумуляторов составляет всего 13-14 ампер. Попытка сориентировать корабль солнечными батареями на Солнце не удалась. С Земли порекомендовали повторить попытку. На третьем витке космонавт опять доложил о своей неудаче. Неполадка была серьезной.
Нехватка энергетики наверняка нарушила бы тепловой режим корабля. Становилось ясно, что пролетать трое суток В.М.Комарову не удастся. Впрочем, кое-какие надежды еще оставались. Попытались сделать коррекцию орбиты и еще раз повернуть корабль солнечными батареями на Солнце. Однако со временем обстановка на борту усложнялась, а вместе с этим уменьшались надежды на выполнение программы полета. Запуск «Союза-2» был отменен. Ю.А.Гагарин срочно вылетел на наблюдательный пункт в Евпаторию, чтобы помочь организовать связь с кораблем.
С седьмого по тринадцатый виток корабль должен был выйти из зоны радиовидимости. В.М.Комарову предложили использовать это время для отдыха. На Земле проводились бесчисленные консультации, всесторонне анализировалась ситуация. Все пришли к мнению, что о завершении программы речи быть не может. Теперь главная задача — вернуть космонавта на Землю. Но и здесь появились серьезные осложнения. Перед включением тормозной двигательной установки В.М.Комаров должен был правильно сориентировать корабль. Однако ни одна из трех систем ориентации не давала уверенного решения этой задачи. Астроориентация вышла из строя из-за отсутствия достаточного количества энергетики на борту. Ионная ориентация была малопригодной в утренние часы из-за существования в атмосфере так называемых «ионных ям». Оставалась надежда на ручную ориентацию, но и она была сопряжена с большими трудностями. Корабль должен был осуществлять посадку рано утром, поэтому участок ориентации приходился на теневую орбиту, где использование ручного управления было затруднительным.
На Земле специалисты все-таки решили применить ионную ориентацию. В.М.Комарову передали все необходимые данные для посадки на семнадцатом витке, а также, на всякий случай, и на последующих двух витках. Однако на семнадцатом витке посадка не состоялась из-за плохой работы датчиков ионной ориентации. Вновь на Земле начались консультации. Выход был найден. Космонавту предложили посадку на девятнадцатом витке. При этом он должен был на освещенной части орбиты вручную сориентировать корабль, затем зафиксировать это положение с помощью гироскопов, а при выходе из тени, непосредственно перед запуском тормозной двигательной установки, вручную подправить ориентацию. Это была трудная задача. Ничего подобного Комаров не делал даже на тренировках. Тем не менее, он заверил, что все выполнит правильно и посадит корабль.
В Центре управления полетом наступили тягостные минуты ожидания. Вскоре телеметрия показала, что торможение состоялось, корабль сошел с орбиты.
Посадка произошла в 65 километрах восточнее Орска. Наблюдатели за несколько минут до этого сообщили, что парашют раскрылся.
На высоте 9,5 км был сброшен люк отсека основного парашюта, и был введен тормозной парашют, который должен был вытянуть основной парашют из отсека. Однако он не смог этого сделать, основной парашют остался в контейнере. На высоте 5,5 км автоматика запасного парашюта оценила скорость снижения как неприемлемую и задействовала запасной парашют. Однако он оказался затененным тормозным парашютом и не раскрылся. Со скоростью примерно 140 км/ч «Союз-1» ударился о землю. Остававшаяся в баках концентрированная перекись водорода, которая использовалась в системе управляемого спуска, вызвала очень сильный пожар, что затруднило расследование.
Непосредственной причиной аварии стал отказ основного парашюта. Тормозному парашюту не хватило усилия для вытягивания основного парашюта. Выдвигаются две возможные причины:
- Нарушение технологии изготовления спускаемого аппарата. В процессе изготовления спускаемый аппарат помещался в автоклав для полимеризации смол теплозащитного слоя. Однако из-за спешки крышки парашютных контейнеров были присланы в цех позже, и их автоклавировали отдельно. Люки парашютов чем-то прикрывали, но, судя по всему, неплотно, и летучие фракции обмазки попали на стенки парашютных контейнеров, сделав их шероховатыми, бугристыми и клейкими. Повышенное трение сделало недостаточным усилие тормозного парашюта.
- Ошибка в проектировании — из-за спешки «Союз» ни разу до полёта Комарова не совершал нормальной посадки: беспилотный «Космос-133» был подорван при спуске из-за риска посадки не на территории СССР, корабль 7К-ОК №1 приземлился на запасном парашюте из-за некорректного срабатывания системы аварийного спасения на старте, «Космос-140» садился разгерметизированный из-за прогара днища. При нормальной посадке повышенное давление в спускаемом аппарате сдавило контейнер и сделало усилие тормозного парашюта недостаточным.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1967 года за героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, полковник-инженер В.М.Комаров посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Жил на станции Чкаловская (ныне посёлок Чкаловский в черте города Щёлково) Московской области, с 1966 года — в Звёздном городке (Щёлковский район). Похоронен в городе-герое Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.
Награждён орденом Ленина (19.10.1964), орденом Красной Звезды (1961), медалями. Удостоен звания Героя труда Демократической Республики Вьетнам. Награждён золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР, золотой медалью «Космос» и медалью де Лаво (FAI). Международный комитет по аэронавтике и космическим полётам отметил подвиг космонавта Комарова В.М. орденом «Розы ветров» с бриллиантами.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза В.М.Комарова установлен на родине Героя в городе-герое Москве. Имя В.М. Комарова присвоено населённым пунктам, кратеру на обратной стороне Луны, малой планете (1836 Komarov), площади в Москве (на территории Северного АО), Ейскому высшему военно-морскому авиационному училищу лётчиков, научно-исследовательскому судну, школе, Дворцу пионеров (ныне городской Дворец детского творчества) в столице Башкирии городе Уфе. На месте гибели Героя, в селе Карасук Адамовского района Оренбургской области установлен обелиск. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
Почётный гражданин городов Калуга, Грозный, французского города Нантер. ФАИ учредила Почётный диплом имени В.М.Комарова.
Источники информации:
- Комаров Владимир Михайлович / Федеральное космическое агентство (Роскосмос) /
- Комаров Владимир Михайлович / Герои страны /