Яковлев Петр Сергеевич

1908-2003

П.С.Яковлев

П.С.Яковлев

Летчик-испытатель.
Родился 12 июля (28.06 — ст.ст.) 1908 года в г.Витебск.
Работал механиком в Одесской авиационной школе.
С апреля 1927 года — в армии. В 1928 году окончил военную летную школу в Борисоглебске, служил в ВВС Красной Армии. 11-я авиабригада (Воронеж) на Р-1. С 1931 года служил в 77-м Отряде особого назначения (Москва) на ТБ-1. Принимая участие в воздушных парадах, дважды попадал в критические ситуации. Когда горел мотор, пришлось садиться на Центральный аэродром. Во второй раз, во время полета над Красной площадью упало давление масла, Яковлев с трудом прошел в строю и сел в Монино.
С 1933 служил в 11-й авиабригаде под Читой на ТБ-3. В связи с арестом отца был исключен из партии и ушел в запас. Работал в Аэрофлоте.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах принимал участие в боевых действиях в составе авиагруппы особого назначения при Генштабе Советской Армии. Летал на ТБ-3, Ли-2, ДС-3, высаживал десанты, летал в осажденный Ленинград, к партизанам.
В марте 1942 года откомандирован в транспортный авиационный отряд Казанского завода №22. Налет к 1947 г. около 5 тысяч часов, из них 250 ночных и 126 слепых.
С 21 февраля 1948 года — в запасе.
С 1949 года — летчик-испытатель завода №22. Испытывал серийные Ту-4, Ту-16. Всего на Ту-4 налетал 1518 часов (524 полета) и 620 часов (211 полетов) на Ту-16. Яковлев «вывозил» практически всех заводских летчиков, кроме опытнейших пилотов Васильченко, Пальчикова и Говорова.
Однажды в полете над Владимировкой произошел взрыв одного из левых двигателей Ту-4, но Яковлев сумел вернуться в Казань. А в другой раз на полпути из той же Владимировки, в результате неисправности в рулевой машинке автопилота Ту-4 падал с высоты 11 км до 2600 метров. Только хладнокровие Яковлева позволило спастись экипажу.
В 1954 проверил Ту-16 №1880001, испытавший 28 сентября 1954 большие перегрузки на околозвуковых режимах (погиб Г.С.Молчанов), на предмет дальнейшей эксплуатации. После долгих рулежок и устранения неполадок в шасси Яковлев смог благополучно облетать машину и перегнать ее в Москву.
Общее время налета на июль 1956 г. составляло 9148 часов. С 1956 г. на пенсии.
Умер в 2003 году.
Награжден орденом Ленина (12.07.1957), орденом Красного Знамени (24.06.1948), орденом Отечественной войны I (19.08.1944) и II (06.04.1985) степени, тремя орденами Красной Звезды (13.02.1944, 06.05.1946, 31.07.1948) и медалями.

Источники информации:

  • Казань авиационная / Р.Г.Вениаминов /
  • «Завод стратегического назначения» / -Казань, издательство «Вертолет», 2002 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.