Шевченко Владимир Васильевич

1907-1996

Летчик-испытатель 2 класса (1940), полковник.
Родился в 1907 году.
В 1929 окончил МВТУ, летчик-спортсмен  Осоавиахима.
В 1930 окончил Одесскую летную школу, летал в ВВС на Р-1, затем на И-4 в ПВО.
С 1933 — летчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях И-16, И-153, Ме-108, Р-5, Пе-8, Ил-2, И-180, Ме-110, Ла-5.
Участник воздушных парадов: на И-5 в пятерке В.Степанченка (18.08.1934) и на И-16 в пятерке В.Коккинаки (1935).
8 мая 1936 года на Р-Z, переоборудованном В.В.Никитиным, достиг высоты 11100 м.
В одном из испытательных полетов на плоский штопор истребитель вышел из повиновения. После тридцатого витка, когда до земли оставалось совсем немного, Шевченко удалось выбить заклинивший фонарь и на полунаполнившемся парашюте спасти жизнь. Но удар о землю оказался настолько сильным, что летчику поломало обе ноги, повредило позвоночник. После госпиталя вновь добился допуска к испытательным полетам.
В ноябре 1938 года на ученом совете НИИ ВВС докладывает об эскизном проекте моно-биплана. В начале 1939-го показывает авторитетной комиссии полноразмерный макет ИС-1.
С 1939 года — главный конструктор ОКБ-30, базирующего в Московском авиатехникуме, затем на территории авиазавода №156.
В ноябре 1939 был построен ИС-1 М-63, 29 мая 1940 В.Ф.Кулешов поднял его в воздух. С 1938 по 1941 год ОКБ-30 выпущено 4 опытных, летавших образца (ИС-1, ИС-2, НВ-6) и 18 проектов самолетов.
В октябре 1939 в составе комиссии И.Ф.Тевосяна посетил Германию, облетал Ju-88, FW-189.
Приказом НКАП N 459сс от 20 мая 1941 ОКБ-30 было ликвидировано. Личный состав во главе с Шевченко, а также все помещения и оборудование (находившиеся на Центральном аэродроме в Москве) переданы в распоряжение ЛИИ.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В составе 2-й отдельной эскадрильи ночных истребителей особого назначения совершает 122 боевых вылета, защищая небо Москвы. В ходе отражения налета в ночь на 22 июля истребитель И-153, пилотируемый Шевченко, был подбит огнем с вражеского бомбардировщика. Летчик мастерски совершил вынужденную посадку на поле севернее Москвы, сохранив самолет.
С 1942 года — летчик-испытатель авиазавода № 482.
С 194? — летчик-испытатель авиазавода № 381 (г.Москва).
В 1947 предложил эскизный проект истребителя-перехватчика ИС-14 с изменяемой стреловидностью крыла.
Общий налет — 6000 часов.
Жил в г.Москве. Умер в 1996 году.
Награжден медалями.

Источники информации:

  • ИС-1 (2) / Уголок неба /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. / Шавров В.Б.,3-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1994 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *