Приказом Министра авиационной промышленности № 228 от 19 апреля 1946 года на базе завода № 145 имени С.М.Кирова в посёлке Управленческий близ города Куйбышева (ныне город Самара) был создан Государственный Союзный Опытный завод № 2 Министерства авиационной промышленности СССР. Его задачей стала разработка авиационных турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Для работы на предприятии осенью 1946 года были перевезены сотни квалифицированных рабочих и опытных инженерно-технических работников из Германии с предприятий «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания».
В мае 1949 года руководителем и Главным конструктором завода был назначен Н.Д.Кузнецов (позднее назначен Генеральным конструктором). В июне 1953 завод № 2 был переименован в Государственный Союзный опытный завод № 276.
12 июля 1957 года завод № 276 был награждён орденом Ленина.
По приказу МАП от 30.04.1966 переименован в Ордена Ленина Куйбышевский моторный завод. В 1973 на базе завода как головного предприятия создано Куйбышевское ОКО в ведении 3ГУ МАП (в его состав входили также куйбышевское КБ машиностроения и казанское ПБ машиностроения). В 1975 – вновь Куйбышевский МЗ 3ГУ. Имел наименование «п/я Р-6639» (1984г.).
По приказу МАП от 16.07.1981 г. завод в качестве головной организации вошел в состав созданного Куйбышевского НПО «Труд», в состав которого вошли также Куйбышевское КБМ, Казанское ПБМ. В 1987г. НПО – в ведении 13ГУ МАП.
С 25 января 1991 года предприятие стало называться Самарское Государственное научно-производственное предприятие «Труд» (СГНПП «Труд»).
В июне 1993 года руководителем СГНПП «Труд» назначен Е.А.Гриценко. В июне 1994 года предприятие преобразовано в АО «Самарский научно-технический комплекс „Двигатели НК“» (сокращённо АО СНТК «Двигатели НК»). В январе 1996 года АО СНТК «Двигатели НК» переименовано в АО «Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова» (сокращённо АО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова»).
27 июня 2011 года ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» вместе с ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ» присоединилось к ОАО «Кузнецов» (до 2010 года называвшееся ОАО «Моторостроитель»).
Гл. конструктор:
06.1953-1956 — Н.Д.Кузнецов
Ген. конструктор:
12.1956-1993 — академик (1974г.) г-л Н.Д.Кузнецов,
22.11.1994-2002 — Е.А.Гриценко,
21.10.2004 Д.Г.Федорченко
Директор:
06.1953-1981 — Н.Д.Кузнецов.
Гендиректор:
1981-1993 — Н.Д.Кузнецов,
22.11.1994-2002 — Е.А.Гриценко,
2004-09.2007 — С.Н.Тресвятский
и.о. гендиректора 09-10.2007 — Д.Федорченко
29.10.2007 — В.Лапотько
Создано:
ТВД: ТВ-2, 2ТВ-2Ф (1951, опытный), НК-2М, НК-12 (1953), НК-12МВ (1960), НК-4 (1957), НК-16 (ТВ-16, 1955);
ТРДД: НК-6 (1958), НК-8 (1964), НК-8-2 (1970), НК-8-2У (1973), НК-8-4 (1962), НК-8-4К (1979), НК-10, НК-144-22 (изд. «ФМ», 1968), НК-144-2 (изд. «ФМА»), НК-144А, НК-144В (1974), НК-22 (1968), НК-23 (1976), НК-25 (1977), НК-32 для Ту-160 («Р», 1977), НК-56 (1979), НК-62 (1982), НК-64 (1983), НК-74, НК-86 (1979), НК-86А (1987), НК-87 для экраноплана «Орленок», НК-88 (1988), НК-89 (1989), НК-108, НК-110 (1989), НК-92 (1989), НК-93 (2007); ЯСУ НК-14А для Ту-119 (1960-е);
ЖРД: экспериментальный кислородно-водородный НК-5, 8Д517, НК-9 (8Д717) для ГР-1 (1960), НК-9В (8Д718) для 2-й ступени ГР-1 (1962), НК-15 (11Д51) для I-й ступени РН Н-1 (1963), кислородно-водородный НК-15В (11Д52) для II-й ступени Н1 (1963), НК-19 (11Д53) для III-й ступени Н1 (1964), НК-21, НК-31 (11Д114) для Н1-Л3 (1971), НК-33 (11Д111) для Н1 (1970), НК-39 (11Д113) для Н1-Л3 (1970), НК-43 (11Д112) для РН «Полет» (1972);
двигатели П-020, П-032 для БПЛА «Пчела», П-037 для беспилотного вертолета Ка-37;
ГТД для газоперекачивающих станций: НК-12СТ (1964), НК-14СТ (1990-е), НК-16СТ (1982), НК-36СТ (1990), НК-38СТ (1990-е); НК-14Э, НК-37 для привода электрогенераторов ТЭЦ (1990-е).