1954-2025
Заслуженный лётчик-испытатель РФ (17.06.1999), майор.
Родился 6 мая 1954 года в городе Нижнеудинск Иркутской области. Детство и юность провёл в посёлке Новоспасское Ульяновской области. В 1971 году окончил среднюю школу поселка Новоспасское.
В армии с 1971 года. В 1975 окончил Качинское ордена Ленина, Краснознамённое, высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова. Служил в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии (ГСВГ) летчиком, старшим лётчиком, командиром звена). С 1980 года служил командиром звена истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС на Дальнем Востоке. С 1981 года — в запасе.
В 1983 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1985 — Московский авиационный институт.
С июня 1983 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Лётчик-испытатель, космонавт-испытатель, начальник комплекса, заместитель начальника Лётно-испытательного центра.
Провёл большой комплекс ответственных и сложных лётно-испытательных работ по исследованию аэродинамических и прочностных характеристик МиГ-21, МиГ-23, Як-38, по исследованию характеристик силовых установок Су-15, Су-24, МиГ-29, по расширению боевых возможностей современных истребителей и повышению надёжности их эксплуатации Су-25, по отработке новых систем управления Су-27.
Провёл большой объём испытаний по взлёту с мобильного трамплина на самолётах МиГ-21 (первый взлёт — 7.04.1994) и МиГ-29 (первый взлёт — 24.01.1998). Является одним из авторов его изобретения. Провёл лётные исследования и разработал методику исправления ошибок при взлёте с мобильного трамплинов.
Один из основных исполнителей и ведущий лётчик–испытатель при проведении работ по исследованию режимов полёта самолётов корабельного базирования – выполнил первый взлёт с трамплина, идентичного корабельному, заходы на посадку, в том числе ночью, отработка различных вариантов оптических систем посадки и создания корабельной системы посадки ОСП-3 с зацеплением за трос аэрофинишера.
С 1985 года — в отряде космонавтов-испытателей, космонавт–испытатель, лётчик-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов испытателей ЛИИ. В 1987 окончил Центр подготовки космонавтов. Прошёл подготовку по программе многоразового космического корабля «БУРАН». Провёл большой объём ответственных работ в интересах этой программы. На летающей лаборатории Ту-154, оборудованной штатной системой управления корабля «БУРАН», впервые выполнил полностью автоматическую посадку по его бездвигательной посадочной траектории.
В 1990 году участвовал в ежегодном празднике авиации в Эверетте (США) в качестве пилота Су-27. 24 октября 1990 года катапультировался вместе с летчиком В.К.Александровым из МиГ-23УБ (аэродром Раменское). 24 июля 1993 года на авиашоу, посвященном 75-летию Королевских ВВС на военной базе Фэйрфорд в Великобритании катапультировался из МиГ-29 после столкновения с МиГ-29, пилотируемого А.Г.Бесчастновым.
В 2003-2008 годах — Уполномоченный представитель Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмоса) по реализации постановления Правительства «О реструктуризации оборонно-промышленного комплекса» в Республике Татарстан и Самарской области.
В 2004-2008 годах — Генеральный директор «Самарского научно-технического комплекса им. Н.Д.Кузнецова». Один из создателей первого в мире промышленного газотурбинного двигателя на криогенных видах топлива (сжиженный природный газ и жидкий водород) НК-361, ГТ-1 (Двухсекционный Газотурбовоз) — патент № 2352484 для системы наземного транспорта и промышленных газотурбинных электростанций.
2009-2011 гг. — заместитель начальника ФГУП «Лётно-исследовательский институт им. М.М.Громова» по лётным испытаниям — начальник Летно-испытательного центра.
2011-2015 — Заместитель директора, исполнительный директор ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр».
2016-2019 – заместитель начальника научно-исследовательского комплекса, заместитель Главного конструктора по системам жизнеобеспечения и защитному снаряжению (в том числе по Су-35 и Су-57) АО «НПП «Звезда» им. Академика Г.И.Северина».
С 1990 член — (М), а с 1999 — (FM), с 2021 – (F) Международной ассоциации лётчиков-испытателей экспериментаторов (SETP).
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 27 мая 2025 года.
Награждён медалями.
Источники информации:
- «Испытатели ЛИИ» / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Сергей Николаевич Тресвятский / Космическая энциклопедия AstroNote /
- Письмо С.Н.Тресвятского
Есть дополнения. биография продолжается
Спасибо за уважение! Более чем достаточно.
Сергей Николаевич умер 27 мая 2025 года.
Великий человек !!! Очень жаль ………..
Слава покорителю неба!
Титан Мировой Авиации и Русского Неба!