1909-1994
Герой Советского Cоюза (14.11.1938), лётчик-испытатель 1-го класса (1950), генерал-лейтенант авиации (30.04.1943).
Родился 18 (5 — ст.ст.) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне – город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в городе Курске. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.
В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), а с 1933 года – в ВВС Тихоокеанского флота.
С сентября по декабрь 1937 года – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Участвовал в испытаниях истребителей И-15 и И-16.
Участник боевых действий в Китае с 5 декабря 1937 по 10 августа 1938 года. Командовал авиаэскадрильей, затем – истребительной авиагруппой. Совершил 117 боевых вылетов на истребителях И-15 и И-16 (боевой налёт – 125 часов), провёл около 40 воздушных боёв (из них 2 – ночных), в которых сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитану А.С.Благовещенскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 17 апреля 1940 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №107.
С октября 1938 года по январь 1939 года – вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в отработке элементов воздушного боя на истребителях с учётом своего боевого опыта.
В 1939 году окончил курсы усовершенствования при Военной академии Генштаба. Командовал истребительной авиационной бригадой в Ленинградском военном округе.
Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Лично совершил около 40 боевых вылетов на И-16, провёл 3 воздушных боя. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных РЛК наведения «Редут», на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке. Был награждён орденом Красного Знамени.
С апреля 1940 – командир 60-й истребительной авиационной бригады (ПВО города Баку), в августе 1940 – январе 1941 – командир 27-й авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). В январе 1941 – октябре 1942 – заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта (в декабре 1941 – мае 1942 исполнял обязанности командующего ВВС фронта).
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942 – феврале 1945 – командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Воевал на Калининском (октябрь-декабрь 1942), Волховском (декабрь 1942 – февраль 1943), Калининском (февраль-апрель 1943), Западном (май-июль 1943), Брянском (июль-август 1943), 1-м Прибалтийском (октябрь 1943 – март 1944), 3-м Белорусском (июнь-сентябрь 1944) и 1-м Украинском (ноябрь 1944 – февраль 1945) фронтах.
Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской, Орловской, Невельской, Городокской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Сандомирско-Силезской и Нижнесилезской операциях. 9 февраля 1945 года подорвался на мине на аэродроме города Любен (ныне город Любин, Нижнесилезское воеводство, Польша), в результате чего был тяжело ранен и до мая 1945 года находился на излечении в московском госпитале.
За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
В 1945-1947 годах – начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (г.Люберцы). В 1947-1949 годах – помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года – 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).
В 1949-1952 годах – начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС), в 1952-1959 годах – начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-30 (1957) и других.
В 1951 году во главе группы летчиков-испытателей был направлен в Корею, с задачей захватить американский истребитель F-86 Sabre. В сентябре 1956 года на международном авиасалоне Фарнборо (Великобритания) совершил полет на двухместном истребителе «Хантер» с летчиком-испытателем Б.Бэкфордом.
С апреля 1960 года – в запасе. Поводом для снятия с должности послужила катастрофа Ту-16Р в Чкаловской (13 июня 1958 г.).
Работал в ОКБ А.Н.Туполева: заместителем начальника (1962-1965), начальником лётно-испытательной базы (1965-1975), заместителем главного конструктора (1975-1983), ведущим конструктором (1984-1985).
Жил в Москве. Умер 24 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина (14.11.1938; 20.04.1953), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 3 орденами Красного Знамени (8.03.1938; 21.03.1940; 30.04.1947), орденами Суворова 2-й степени (30.08.1943), Кутузова 2-й степени (22.07.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (6.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (25.05.1936; 3.11.1944), медалями, китайским орденом Облака и Знамени 4-й степени (1938).
В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
Источники информации:
- Благовещенский Алексей Сергеевич / Герои Страны /
- Благовещенский Алексей Сергеевич / Асы /
Уточнение биографии лётчика А.С. Благовещенского.
В трудовой книжке ОКБ лётчика записано:
п.13. 1988 г…. переведён ведущим инженером конструктором ОКБ, цех 57, в связи введением новых тарифных ставок…Пр. 11 от 30.09.88
п. 16. 1994 г. 05. 25. работа прекращена в связи со смертью.
Пр. 52 от 1.11. 94 г.
То-есть, А.С. Благовещенский служил до конца жизни.
Скончался он поздно вечером 24.05.1994 года, скорая помощь приехала констатировать смерть и офоромила её 25 числом месяца мая.