Финогенов Михаил Сергеевич

1908-1971

М.С.Финогенов

М.С.Финогенов

Генерал-лейтенант авиации.
Родился 12 июля 1908 года в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. По окончании школы, поступает в фабрично-заводское училище в городе Златоуст. Затем работает в железнодорожном депо, откуда был направлен на учебу в рабфак при московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1931 по спецнабору направляется в Качинскую военную школу пилотов. По окончании школы пилотов с отличием его оставляют в школе летчиком-инструктором.
В 1933 году командир звена — первый знаменосец Почетного Революционного Знамени, которым ЦИК СССР наградил Качинское военное училище. Позднее, в 1959 году, его приглашают для вручения этого Знамени лучшей эскадрилье училища, занявшей первое место в соревновании.
Будучи командиром авиаэскадрильи участвовал в боях в районе озера Хасан, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны. С 1943 — командир 6 авиационного полка 113 авиадивизии (под Тулой). С июля 1943 года по август 1944 года — заместитель командира 113 АД, с сентября 1944 года по сентябрь 1948 года — командир 113 АД. Вместе с дивизией воевал на Воронежском, Западном, Ленинградском, Карельском, 1-ом Белорусском, Забайкальском фронтах. Участвовал в Орловско-Курской битве, на Невельском направлении, в боях за Ленинград, в Петсамо-Киркинесской операции, в Берлинской операции и в боях с милитаристской Японией.
В 1949 году оканчивает курсы усовершенствования при Командной Военно-Воздушной академии (г.Монино) и занимает ответственные должности в Военно-Воздушных силах: командир авиационного корпуса, заместитель командующего Воздушной Армии.
В 1954 году заканчивает Высшие Академические курсы при Военной Академии Генерального Штаба и назначается начальником Научно-испытательного полигона ВВС №4 — начальником Владимировского, ныне Ахтубинского авиационного гарнизона. Это был сложный период роста нагрузки на уникальную организацию по испытаниям объектов нового вида авиационной техники — ракетного, управляемого вооружения ВВС и войск ПВО страны. Уже велись испытания целого ряда ракет “воздух-воздух”, неуправляемых ракет, крылатых ракет, самолётов-мишеней и др. Впереди, с середины 50-х годов, планировались испытания более сложных объектов вооружения. Необходимо было совершенствовать и расширять производственную, лабораторную базы, стартовые позиции и трассово-измерительный комплекс.
Для обеспечения предстоящих испытаний в 1956 году проведены структурные изменения испытательной организации, НИП ВВС №4 преобразуется в Государственный Научно-Испытательный Институт ВВС №6.
В 1956-1960 гг. в институте ведутся испытания стратегической крылатой ракеты “Буря”. В эти же годы велись работы по испытаниям фронтовых крылатых ракет, ракетоносных авиационных комплексов, беспилотных мишеней. Одновременно велось интенсивное строительство — построено свыше 40 жилых домов, две школы, семь гостиниц, Дом офицеров, три детских сада, магазин, ангары, технические позиции, лабораторные корпуса, казармы, склады, гаражи и др.
К концу 50-х годов возникают новые задачи — совместная отработка самолетных систем в комплексных летных испытаниях. С этой целью в 1958-1959 гг., в ГК НИИ создается Управление испытаний комплексов перехвата и истребителей, которое перебазируется во Владимировку, и совместно со специалистами ГОС НИИ 6 по ракетному вооружению начинает испытания новых комплексов перехвата Су-9, МиГ-21, Су-11. В конце 1960 года состоялось новое, ещё более сложное решение: ГК НИИ, ГОС НИИ 6, Воздухоплавательный НИЦ объединяются в единую испытательную организацию. К этому времени, в декабре 1959 года населенные пункты Владимировка, Петропавловка и Ахтуба объединяют в новый город – Ахтубинск.
Руководство объединенной испытательной организацией — ГК НИИ ВВС — войсковая часть 15650 и Ахтубинским авиационным гарнизоном было доверено генерал-лейтенанту Финогенову, что свидетельствует о признании его высоких организаторских и профессиональных качеств.
В шестидесятые годы завершено переформирование частей и подразделений института, основная часть испытательских работ тематического плана ведется на Ахтубинской базе и отвечает новым требованиям по воздушному пространству, по мишенной обстановке, а также по возможностям трассового измерительного комплекса. Продолжаются испытания комплексов Су-9, МиГ-21, Су-15, начинаются испытания комплексов Як-28П, Ту-128, МиГ-25, Ту-22 и др.
С лета 1970 года — в запасе.
Умер 23 сентября 1971 года, похоронен в Москве на Головинском кладбище.
Награжден орденом Ленина (30.12.1956), пятью орденами Красного Знамени (25.10.1938, 16.06.1944, 10.05.1945, 04.10.1945, 19.11.1951), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова II степени (02.11.1944), орденом Красной Звезды (06.05.1946), орденом «Юнь-Гуй» и 12 медалями.
Для увековечения его имени улица Молодежная города Ахтубинска переименована в улицу имени генерала Финогенова.

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *