Финогенов Михаил Сергеевич

1908-1971

Генерал-лейтенант авиации.
Родился 12 июля 1908 года в городе Ростов-на-Дону, в семье рабочего. По окончании школы, поступает в фабрично-заводское училище в городе Златоуст. Затем работает в железнодорожном депо, откуда был направлен на учебу в рабфак при московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1931 по спецнабору направляется в Качинскую военную школу пилотов. По окончании школы пилотов с отличием его оставляют в школе летчиком-инструктором.
В 1933 году командир звена — первый знаменосец Почетного Революционного Знамени, которым ЦИК СССР наградил Качинское военное училище. Позднее, в 1959 году, его приглашают для вручения этого Знамени лучшей эскадрилье училища, занявшей первое место в соревновании.
Будучи командиром авиаэскадрильи участвовал в боях в районе озера Хасан, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны. С 1943 — командир 6 авиационного полка 113 авиадивизии (под Тулой). С июля 1943 года по август 1944 года — заместитель командира 113 АД, с сентября 1944 года по сентябрь 1948 года — командир 113 АД. Вместе с дивизией воевал на Воронежском, Западном, Ленинградском, Карельском, 1-ом Белорусском, Забайкальском фронтах. Участвовал в Орловско-Курской битве, на Невельском направлении, в боях за Ленинград, в Петсамо-Киркинесской операции, в Берлинской операции и в боях с милитаристской Японией.
В 1949 году оканчивает курсы усовершенствования при Командной Военно-Воздушной академии (г. Монино) и занимает ответственные должности в Военно-Воздушных силах: командир авиационного корпуса, заместитель командующего Воздушной Армии.
В 1954 году заканчивает Высшие Академические курсы при Военной Академии Генерального Штаба и назначается начальником Научно-испытательного полигона ВВС №4 — начальником Владимировского, ныне Ахтубинского авиационного гарнизона. Это был сложный период роста нагрузки на уникальную организацию по испытаниям объектов нового вида авиационной техники — ракетного, управляемого вооружения ВВС и войск ПВО страны. Уже велись испытания целого ряда ракет “воздух-воздух”, неуправляемых ракет, крылатых ракет, самолётов-мишеней и др. Впереди, с середины 50-х годов, планировались испытания более сложных объектов вооружения. Необходимо было совершенствовать и расширять производственную, лабораторную базы, стартовые позиции и трассово-измерительный комплекс.
Для обеспечения предстоящих испытаний в 1956 году проведены структурные изменения испытательной организации, НИП ВВС №4 преобразуется в Государственный Научно-Испытательный Институт ВВС №6.
В 1956-1960 гг. в институте ведутся испытания стратегической крылатой ракеты “Буря”. В эти же годы велись работы по испытаниям фронтовых крылатых ракет, ракетоносных авиационных комплексов, беспилотных мишеней. Одновременно велось интенсивное строительство — построено свыше 40 жилых домов, две школы, семь гостиниц, Дом офицеров, три детских сада, магазин, ангары, технические позиции, лабораторные корпуса, казармы, склады, гаражи и др.
К концу 50-х годов возникают новые задачи — совместная отработка самолетных систем в комплексных летных испытаниях. С этой целью в 1958-1959 гг., в ГК НИИ создается Управление испытаний комплексов перехвата и истребителей, которое перебазируется во Владимировку, и совместно со специалистами ГОС НИИ 6 по ракетному вооружению начинает испытания новых комплексов перехвата Су-9, МиГ-21, Су-11. В конце 1960 года состоялось новое, ещё более сложное решение: ГК НИИ, ГОС НИИ 6, Воздухоплавательный НИЦ объединяются в единую испытательную организацию. К этому времени, в декабре 1959 года населенные пункты Владимировка, Петропавловка и Ахтуба объединяют в новый город – Ахтубинск.
Руководство объединенной испытательной организацией — ГК НИИ ВВС — войсковая часть 15650 и Ахтубинским авиационным гарнизоном было доверено генерал-лейтенанту Финогенову, что свидетельствует о признании его высоких организаторских и профессиональных качеств.
В шестидесятые годы завершено переформирование частей и подразделений института, основная часть испытательских работ тематического плана ведется на Ахтубинской базе и отвечает новым требованиям по воздушному пространству, по мишенной обстановке, а также по возможностям трассового измерительного комплекса. Продолжаются испытания комплексов Су-9, МиГ-21, Су-15, начинаются испытания комплексов Як-28П, Ту-128, МиГ-25, Ту-22 и др.
С лета 1970 года — в запасе.
Умер 23 сентября 1971 года, похоронен в Москве на Головинском кладбище.
Награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова II степени, орденом Красной Звезды, иностранным орденом и 12 медалями.
Для увековечения его имени улица Молодежная города Ахтубинска переименована в улицу имени генерала Финогенова.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *