Жучков Юрий Васильевич

род.1945

Ю.В.Жучков

Ю.В.Жучков

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989 г), генерал-майор авиации (1995 г).
Родился 30 августа 1945 года в большой семье учителей в селе Капустин Яр Астраханской области. Отец — фронтовик. До 1954 года жил в селе Солянка Владимировского района той же области. С 1954 года проживал в селе Капустин Яр. В 1963 году закончил 11 классов школы с математическим уклоном в г.Капустин Яр-1 (Ныне – г.Знаменск – один из первых космодромов бывшего Советского Союза). За время учёбы в школе активно занимался авиамоделизмом (Мастер спорта), гимнастикой, акробатикой и др. Имел серьёзные спортивные разряды. Несколько лет руководил авиамодельным кружком при Доме Пионеров села Капустин Яр. Там же выполнил в 12 лет свой первый самостоятельный вылет на планере Бро-1. С 8-го по 11-й класс работал электриком–прибористом-обмотчиком в войсковой части. По окончании школы в 1963 году поступил в Качинское Высшее Военное Авиационное Училище Лётчиков, которое успешно окончил в 1967 году. За время обучения в Училище освоил пять типов и модификаций летательных аппаратов истребительного направления (не считая планеров).
По окончании Училища служил и летал в строевых частях Одесского округа (лётчик, лейтенант, старший лётчик, капитан, зам. командира истребительной авиаэскадрильи), в Группе Советских Войск в Германии (зам. командира истребительной авиаэскадрильи), в Липецком ЦБП и ПЛС (402-й истребительный авиационный полк особого назначения Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско–инструкторский смешанный авиационный полк) зам. командира инструкторско-исследовательской авиаэскадрильи, майор.
Через три года после окончания Училища был взят на учёт в НИИ ВВС кандидатом в лётчики-испытатели. Через 5 лет после окончания Училища получил звание «Военный лётчик 1-го класса». Имел опыт боевых вылетов. От повышения в должностях отказывался, так как в буквальном смысле пробивался в лётчики-испытатели, обращаясь по этой проблеме вплоть до ЦК КПСС.
На восьмом году службы в строевых частях и более чем через десять лет после начала лётной деятельности, пройдя жестокий отбор-конкурс, был зачислен слушателем в Центр Подготовки лётчиков – испытателей, который окончил в 1976 году (3-й класс). В 1980 году окончил Московский авиационный институт.
С июля 1976 по январь 1992 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1976—1984 — СЛИ ИА — лётчик-испытатель, старший лётчик-испытатель (подполковник, 2-й и 1-й класс), зам. командира испытательной авиаэскадрильи (полковник), В 1983-1984 — Заместитель начальника Центра подготовки лётчиков-испытателей по лётной работе. В 1984—1989 — начальник Центра подготовки лётчиков-испытателей.
Через громадные усилия руководством ЦПЛИ при прямой и активной поддержке начальника ГК НИИ ВВС генерал-полковника авиации Агурина Леонида Ивановича система подготовки испытателей была поднята на более высокий качественный уровень. Учебные полёты инструкторов Центра по методикам лётных испытаний со слушателями по всем параметрам в законодательном порядке стали приравниваться к испытательным полётам соответствующей степени сложности. Степень участия инструкторов Центра, как опытнейших лётчиков-испытателей ГК НИИ ВВС, в реальных испытаниях стала ставиться в приоритет при формировании испытательных бригад по ведущим тематикам. Программа обучения слушателей в Центре в результате всех преобразований поднялась (на самостоятельном и полностью дооснащённом парке летательных аппаратов Центра) на уровень, при котором после выпуска они приходили в Управления и начинали сразу работать. При непосредственном участии Юрия Васильевича как руководителя и инструктора ЦПЛИ подготовил и воспитал плеяду воздушных асов, которыми гордилась страна, дал «путевку в небо» более ста лётчикам и штурманам испытателям, среди которых — Заслуженные испытатели, Герои России, космонавты.
В 1989-1998 — начальник 3-го Управления испытаний авиатехники и авиационного вооружения кораблей. В 1991 установил мировой авиационный рекорд скорости на вертолёте Ми-8Т. Участвовал в госиспытаниях Су-27К, МиГ-29К и Су-25УТГ на наземном комплексе «Нитка». Был старшим начальником по авиационным испытаниям на ТАКР «Адмирал флота Кузнецов». Провёл ряд испытательных работ на Л-29, Л-39, МиГ-17М, МиГ-19М, МиГ-21, М-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-27, Су-25, Су-15, Су-7, Су-9, Ан-26, Ил-38, Ту-134убл, Ми-8, Ми-24, Ка-25, Ка-27 и их модификациях.
К моменту представления на 1-й класс лётчика-испытателя (начало 1982 года) в составе испытательных бригад им было выполнено лётных испытаний: Государственных– 23, Специальных — 20, НИР в воздухе — 6, Контрольных — 16.
В сентябре 1978 года при испытании опытной пушки на МиГ-27 произошло её разрушение с последующим пожаром на двигателе и отказом управления. Катапультировался на малой высоте. В июле 1982 года при выполнении заключительного этапа испытательных полётов опытного Су-17М4 произошел самопроизвольный отказ двигателя. Неоднократные попытки запуска в воздухе результата не дали, выполнил успешную посадку без двигателя на пшеничное поле.
При развале СССР идя на встречу пожеланиям и указаниям военных руководств обоих новообразованных государств по принятию мер для сохранения уникальной испытательной базы — с февраля 1992 по сентябрь 1998 — Начальник Государственного Авиационного научно-испытательного Центра ВС Украины (генерал-майор авиации 1995 г).
ГАНИЦ ВС Украины, созданный на базе 3 Управления, был включен в состав ВВС Украины как единая, уникальная организация и испытательная база и имеющая большой опыт сопровождения исследовательских разработок и всех видов испытаний авиационной техники и вооружения, авиационного вооружения кораблей (судов), космической техники. Были созданы новые подразделения по решению задач:
— Проведение государственных, контрольных, специальных (наземных и летных) испытаний и сертификация авиационной техники и вооружения;
— Проведение испытаний по оценке возможности продолжение ресурса авиационной техники и вооружения; полигонное обеспечение боевых работ с выполнением внешне-траекторных испытаний, при освоении ВВС, ПВО новых комплексов.
– Проведение испытаний авиатехники и вооружения, которое закупается за границей;
— Проведение испытаний воздушных судов и оснащения Гражданской авиации;
— Отбор, подготовка летчиков и штурманов-испытателей для ВВС и гражданской авиации;
— Совместные испытания и исследования с другими научными организациями и предприятиями.
Уникальная испытательная организация и её база через громадные трудности в моменты реформирования и становления была не только сохранена для авиационных исследований и испытаний в интересах обоих государств, но и получила в это время дальнейшее развитие.
Большой опыт и летное мастерство Юрия Васильевича особенно ярко проявились в организации и создании пилотажной группы «Украинские соколы». Он был первым и основным инструктором «Соколов». Эта пилотажная группа долгое время громко заявляла о себе своими высокопрофессиональными выступлениями на боевых истребителях на авиасалонах мира.
Имеет более двухсот парашютных прыжков и звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки» (январь 1976 г.). На всех вышеперечисленных должностях лётчика-испытателя (а это почти четверть века – в дополнение к предыдущим более чем десяти в строевых частях) не прерывал активной личной лётно-испытательной деятельности, освоил при этом немногим более 100 типов и модификаций летательных аппаратов, не считая нескольких типов планеров и СЛА. Кроме этого в порядке обмена опытом выполнил по нескольку полётов на самолётах и вертолётах иностранного производства – F-16, Т-18, Т-34, Mustang, А-36, R-22, R-44, Bell-214. Имеет общий налёт около 4000 часов, из них более двух третей — на испытания.
С сентября 1998 — в запасе. Живёт в городе Нижний Новгород. Несколько лет работал в ГУП НПП «Полёт» в должностях — Зам. директора по полигонным испытаниям, затем — Зам. директора по ВЭС и ВПК; на авиационном заводе «Сокол» в должностях — ведущий инженер, начальник отдела, зам. главного конструктора.
Награждён орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3-й (15.02.1979) и 2-й (27.12.1982) степени, медалями.

Источник информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • «Обеспечение единого управления»/ Е. Щеканова — газета Авиационного завода «Сокол»- «Рабочая жизнь» №60 14.11.2005 /
  • «На земле, а мыслями всегда в полёте»/ В. Кузьменко — газета «КАФА» №9 06.02.98, г.Феодосия, Крым /
  • «ЦПЛИ в зеркале нашего времени»

7 responses to “Жучков Юрий Васильевич

  1. Спасибо, что создали этот сайт.
    С уважением.

  2. У меня отец служил вместе с Юрием Васильевичем в Приморском, с 92 по 96 годы. Его зовут Кручай Степан Дмитриевич. Передайте от него привет!

  3. Здесь можно найти фотографии ГАНИЦ
    http://ganic.ru/gallery/index.php

  4. Галерея на сайте ГАНИЦ доступна только после регистрации на форуме

  5. Инструктором «Украинских соколов» был Россошанский Виктор Андреевич……а не Жучков.Ю.В.

  6. Комэск не всегда инструктор

  7. Служил под руководством Юрия Васильевичв в ЦПЛИ с 1985 по 1988 год, хороший был командир, внимательный деятельный, при нем Центр перешел на двух годичное обучение, значительно увеличился штат самолетов, а инструкторский состав четыре дня в неделю летал на испытания. Бывало в неделю бросал до 64 бомб, а рекорд по пуску корректируемых ракет 16 в день. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *