1909-1949
Лётчик-испытатель 3-го класса (1948), подполковник.
Родился 22 (9 — ст.ст.) декабря 1909 года в селе Псарёво ныне Ступинского района Московской области. В 1928 окончил семилетнюю школу в Москве.
В армии с июля 1928. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО, бомбардировочная авиация). В 1931 окончил курсы по вооружению при Оренбургской ВАШЛ. Был инструктором парашютного дела. Весной 1936 года в Ржеве оборудовал Р-6 системой «Параван» собственной конструкции (устройства для защиты винтов и ножи).
С июля 1937 по январь 1948 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (1-й отдел, с 1941 – 3-й отдел). В июне 1938 был уволен (за связь с врагами народа). Писал И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову. В сентябре 1938 восстановлен в РККА по личному распоряжению наркома обороны. Провёл ряд испытательных работ на СБ и ДБ-3. Испытывал Р-6 «Параван», автожир А-7, спец. оборудованный СБ (прорыв привязных аэростатов).
Участник Великой Отечественной войны — с 1941 — командир штурмового звена. По окончании войны вернулся к испытаниям авиационной техники. Летал на самолетах 37 типов.
С января 1948 – лётчик-испытатель ОКБ Н.И.Камова. Один из основателей ОКБ, близкий друг Николая Ильича. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ка-8 (12.10.1947), Ка-10 (30.08.1948), Як-100 (5.02.1949).
В 1948 г. впервые продемонстрировал Ка-8 на авиационном празднике в Тушине. Взлетно-посадочной площадкой была платформа грузовика.
Никто из зрителей не обратил внимания, что, когда Ка-8 приблизился к платформе и Гуров сбросил газ, двигатель стал глохнуть. Летчик, прошедший войну, сбивший несколько фашистских самолетов и носивший в себе 42 вражеских осколка, стал «молить бога», на глазах выступили слезы. Весь слившись с машиной, испытатель блестяще посадил вертолет.
Погиб 8 октября 1949 года при выполнении испытательного полёта на вертолёте Ка-10.
Он выполнял на Ка-10 №2 один из последних пунктов программы летных испытаний — полет на продолжительность. Летал он на высоте 200 м над аэродромом «Измайлово». По-видимому, чтобы снизить расход топлива, полет производился на пониженных оборотах. А даже при номинальных оборотах винтов окружная скорость концов лопастей была 118,5 м/сек. При уменьшении оборотов на 5% на отступающих лопастях происходил срыв потока. Вероятно, именно в такой срыв потока с лопастей и попал летчик в этом полете. Вертолет скабрировал, но Гуров перевел его в планирование. Потом машина скабрировала еще раз, лопасти сложились и она упала. Гуров умер по дороге в больницу.
Постепенно выстроилась цепочка загадочных летных происшествий, и вопрос о срыве потока с лопастей несущего винта все более стал приобретать характер не теоретического рассуждения, а жестокой реальности…
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.
Награждён орденом Красного Знамени (20.06.1949), 4 орденами Красной Звезды (27.05.1939, 14.02.1943, 03.11.1944, 31.07.1948), медалями.
Источники информации:
- «Ка-10 – корабельный вертолет связи и наблюдения» / В. Баршевский, Самолеты мира №4/1996 /
- «Конструктор вертолетов» / Л.Кузьмина, М.,«Молодая гвардия», 1988 /
- Биография, составленная А.А.Симоновым
Помогали:
- В.П.Тарасенко
горжусь своим земляком