Пономарев Константин Иванович

1910-1948

К.И.Пономарев
К.И.Пономарев

Летчик-испытатель, капитан.
Родился 24 августа 1910 года в городе Рузаевка в Мордовии, в семье машиниста паровоза. В 1926 закончил школу-семилетку. Работал слесарем на железнодорожной станции. В начале 1929 года поступил в первую школу пилотов Осоавиахима в Пензе.
В армии с 1929. В июне 1930 года закончил Вторую военную школу лётчиков в городе Борисоглебске. Служил строевым лётчиком (58-я авиационная эскадрилья ВВС, Харьков), командиром авиазвена. Освоил самолеты Р-5, И-5, был инструктором в школе воздушной стрельбы. В 1935 году по болезни был вынужден уволиться.
С 1936 работал командиром звена санитарной авиации, летал на самолетах МС-1, У-2. В 1938 году перешел пилотом-инструктором в школу летчиков Гражданского воздушного флота (Тамбов). Затем работал в тренировочном отряде в Киеве, летал на самолетах Ут-2, Ут-1, К-5.
С 1941 — лётчик-испытатель Харьковского авиаремонтного завода №242. Облетывал СБ.
Участник Великой Отечественной войны. Командир ПС-35 в особом подразделении связи.
В начале декабря 1942 года вернулся с фронта на АРЗ №242, эвакуированный в Алма-Ату.
C конца 1942 по совместительству — летчик-испытатель ОКБ-3 И.П.Братухина. Заводские испытания вертолета «Омега», начатые в августе 1941, были прерваны в связи с эвакуацией МАИ и продолжены лишь летом 1943 под Алма-Атой. Испытания проходили в два этапа. Сначала Пономарев поднял «Омегу», удерживаемую тросами, чтобы без лишнего риска, постепенно усложнять испытания. Многое тогда делалось впервые, включая и обучение летчика особенностям техники пилотирования. Из-за жары продолжительность полета не превышала 10-15 мин.
Из Алма-Аты Пономарев был переведен в Мячково Московской области командиром самолета ПС-1 в Отдельную Краснознаменную дивизию связи ГВФ, в которой прослужил до 13 февраля 1945 года.
С 1945 года — в запасе.
C марта 1945 — летчик-испытатель ОКБ-3 И.П.Братухина. Поднял в небо и провел испытания вертолетов «Омега» (лето 1943), «Омега-2» (Г-2) (сентябрь 1944), Г-3 (октябрь 1946), Б-5 (1946), Б-11 (июнь 1948).
Испытания вертолета «Омега-II» начались осенью 1944 в Москве и через год Пономареву на нем удалось достичь динамического потолка в 3000 м.
В августе 1946 обучает пилотированию вертолета Г-3 летчиков-испытателей НИИ ВВС А.К.Долгова и П.М.Стефановского, которые должны были проводить госиспытания вертолета. Первый исполнитель авторотации, и автор первой лётной инструкции на вертолет.
В апреле 1948 г. два экземпляра двухвинтового пассажирского вертолета Б-11 конструкции И.П.Братухина были переданы на заводские испытания, в июне были начаты полеты первого, а в сентябре — второго экземпляра (дублера). В ходе испытаний оба аппарата выполнили полет на расстояние 80 км с возвращением назад без посадки, а первый — полет на одном двигателе продолжительностью 47 мин и три полета на высоте 2300 м общей продолжительностью 2 ч 46 мин. Правда, на некоторых режимах, особенно на максимальной скорости на высоте, возникали вибрации и колебания ручки управления, что объяснялось малым углом установки крыла (которое на больших скоростях не давало должной подъемной силы, из-за чего перегружались несущие винты). Кроме того, было достоверно установлено совпадение собственных частот колебаний некоторых агрегатов с частотами колебаний двигателей на резиновых амортизаторах и несущих винтов. Поэтому испытания по программе были прерваны до устранения дефектов, для чего надо было исследовать эти нежелательные явления.
В августе 1948 г. демонстрировал вертолёт связи Б-11 на воздушном параде на авиационном празднике в Тушино.
Погиб 13 декабря 1948 г. в испытательном полете на вертолете Б-11.
В этом полете на дублере Б-11 записывались колебания агрегатов. Над Измайловским аэродромом оторвалась лопасть несущего винта. Катастрофа произошла из-за разрушения вилки крепления одной из лопастей вследствие конструктивного и производственного дефектов. Комель лопасти вертолета Б-11 имел резкий переход в поперечном сечении и к тому же в этом сечении в производстве образовался небольшой подрез. Это сечение оказалось наиболее слабым, что явилось причиной усталостного разрушения. Погибли летчик К.И.Пономарев и бортрадист И.Г.Нилус. Как рассказывают очевидцы того события, в пассажирской кабине гелиокоптера находился техник-приборист с Раменского приборостроительного завода. И он остался жив!
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной звезды (1948), и Знак Почёта, медалями.

Источники информации:

  • Летчик-испытатель Константин Пономарев / В.Доброхотов, «Вертолёт, 2010 №02» /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • «Вертолеты особых схем» / Н.В.Якубович. -М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 /
  • «Автограф в небе» / М.Л.Попович, М.: Сов.Россия, 1988 /
  • О героях былых времен / В рабочий полдень /

Оставьте комментарий