Соколов Игорь Николаевич

1922-1957

И.Н.Соколов

И.Н.Соколов

Лётчик-испытатель, инженер-подполковник.
Родился 24 мая 1922 года в г.Смоленск.
В 19?? окончил Московскую спецшколу ВВС.
С 13 сентября 1940 года — в армии. Окончил (?) Борисоглебскую ВАШП.
В 1948 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е.Жуковского.
С 19?? — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.
Как пишет известный военный летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации С.А.Микоян, который в первые годы работы в НИИ вместе с Соколовым участвовал в испытаниях и доводке различных модификаций самолетов МиГ-15, МиГ-17 и считал его своим близким другом, «Игорь Соколов был очень надежный товарищ, добрый и умный, с особым чувством юмора… Летчик он был хороший, а инженер – грамотный и сообразительный».
В сентябре 1956 года первые экземпляры нового самолета ОКБ П.О.Сухого – С-1 и С-2 (прототипы истребителя Су-7) – были переданы на государственные испытания, которые с перерывами на доработки продолжались свыше двух лет, прервавшись в декабре 1958-го. Как было записано в итоговом акте, основной причиной прекращения испытаний стала ненадежная работа двигателя АЛ-7Ф.
Соколов одним из первых приступил к испытаниям истребителя нового поколения, впервые в СССР показавшего скорость больше 2000 км/час.
Погиб 23 ноября 1957 г. при испытании самолета С-1.
В своем третьем полете на нем он должен был для проверки радиодальномера провести несколько атак по самолету МиГ-19П, пилотируемому С.А.Микояном. Выполнив задание, Игорь Николаевич заходил на посадку и был уже в районе третьего разворота, когда у него на высоте около тысячи метров из-за помпажа компрессора «завис» двигатель. На его выключение и повторный запуск не было ни времени, ни высоты, поэтому Соколов решил идти на посадку с отказавшим двигателем. Он был близко к аэродрому, поэтому отвернул от него и сразу выпустил шасси. Когда он снова развернулся на аэродром, оказалось, что высоты недостаточно – не дотянуть. Находясь в воздухе, Микоян видел самолет, планирующий над Щелково. Казалось, он может дотянуть до поля, но вот мелькнула его тень на домах, и стало ясно, что идет он очень низко. Соколов мог катапультироваться, но тогда самолет упал бы на город. Перетянув последнее препятствие – железную дорогу, самолет с большой вертикальной скоростью и «хлыстом» (сначала хвостом, а затем с резким опусканием носа) приземлился на поле в трехстах метрах от аэродрома. При этом возникла двадцатикратная перегрузка, которую организм человека в такой плоскости выдержать не может…
По рассказу заслуженного летчика-испытателя Л.Н.Фадеева, «не была тогда известна такая особенность самолета – на скорости планирования меньше 260 – 280 км/час внезапно снижаться с большой вертикальной скоростью. Знал бы это Игорь Соколов, не пытался бы дотянуть машину с зависшим двигателем до взлетно-посадочной полосы».
С.А.Микоян вспоминает, что Соколов изменился после недавней гибели Н.А.Коровина, иногда было заметно, что он нервничает, но ни друзья, ни командиры не придали этому особого значения и не видели необходимости в замене его в полетах на Су-7. «Особенно обидно — пишет Микоян,- что первопричина несчастья заключалась в эргономическом недостатке кабины. Закончив атаки, Соколов должен был выключить тумблер радиодальномера, находившийся в длинном ряду таких выключателей на правом борту кабины, рядом с тумблером выключения автоматики двигателя – системы, обеспечивающей устойчивость его работы на средних и малых оборотах. При осмотре разбитого самолета убедились, что этот тумблер выключен, а выключатель радиодальномера остался включенным. Значит, Игорь по ошибке выключил не тот тумблер. Вначале это не повлияло на работу двигателя, но когда летчик уменьшил обороты, произошел помпаж двигателя и он отказал. Для предотвращения помпажа двигатель самолета Су-7 имел клапаны (ленты) перепуска излишнего воздуха при уменьшении оборотов, они-то и управлялись автоматикой, которую Игорь выключил…
К сожалению, довольно часто ошибочные действия летчиков бывают спровоцированы недостатками компоновки кабины, как и случилось с Игорем».
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден орденом Ленина (16.10.1957), орденом Красного Знамени (28.09.1956), орденами Красной Звезды (09.03.1956, 30.12.1956), медалями.

Источники информации:

  • «Над полем боя. Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б» / В.Павлов, Крылья Родины №4/1999 /
  • «Антология Су-7» / И.Приходченко, АвиО выпуск 4, №1, 1995 /
  • «Конструктор Сухой. Люди и самолеты» / Л.Кузьмина, Москва, Военное издательство, 1993 /
  • «С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя» / Москва, ИД «Техника-молодежи» при участии ФГУП РСК МиГ, 2002 /
  • Су-7 и его модификации

Помогали:

  • В.П.Тарасенко
  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *