1929-1967
Лётчик-испытатель 2-го класса (1965), подполковник (1965).
Родился 6 июля 1929 года в селе Паранеи ныне Атяшевского района (Мордовия).
В армии с ноября 1949 года. В 1951 окончил Балашовское ВАУЛ, в 1952 – Конотопскую военную авиационную офицерскую школу боевого применения. Служил в строевых частях ВВС (бомбардировочная авиация). В 1958 окончил КУОС.
С сентября 1958 по март 1961 – лётчик-испытатель 27-го и 333-го отдельных смешанных испытательных авиационных полков НИИ-4; принимал участие в испытаниях различного авиационного вооружения.
С марта 1961 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (2-е Управление).
Погиб 22 апреля 1967 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-22РД (Ту-22РЗА) серийный № 3304.
Причиной катастрофы стал отказ одного из генераторов переменного тока СГС-30-8 и последующий пожар на двигателе. Все это осложнилось отказом сигнализации о пожаре.
После тревожного сообщения «Горишь!», поступившего от летчика из отряда космонавтов, невдалеке «крутившего пилотаж» на МиГ-15. командир попросил помощи у «земли», т.к. увидеть двигатели из-за особенностей конструкции экипаж не мог. С КП распорядились снизиться и пройти над вышкой, что и погубило летчиков. Увидев дым, руководитель полетов приказал набрать 2000 м и катапультироваться, но было уже поздно — при переводе в набор высоты самолет упал, не успев набрать безопасной для катапультирования высоты.
Погиб весь экипаж летчик В.И.Корчагин, штурман Г.И.Пронин и оператор А.А.Санников.
Здесь вновь (как и в катастрофе В.Ф.Черно-Иванова) проявился один из «врожденных пороков» этого типа самолета, сопутствовавший и далее всему периоду его летной эксплуатации: катапультирование экипажа в креслах К-22 вниз, для благополучного исхода которого нужна не только допустимая скорость, но и значительная безопасная высота полета..
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области.
Похоронен в Ахтубинске, на кладбище №1.
Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Источники информации:
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- История создания и развития семейства самолетов Ту-22, часть 6. / В.Г.Ригмант. «Авиация и космонавтика», № 2-2005 /
Огромное спасибо Вам! Я старший сын Валентина Ивановича и мне особенно дорого то, что память о моем отце и о его друзьях жива.
Мне было 11 лет когда я узнал о гибели Валентина Ивановича, Мы были почти соседями, но его я видел только тогда когда он приезжал на Волге к своей сестре Марии Ивановне. Я помню о нем и горжусь своим земляком, в то время я тоже хотел быть летчиком. Светлая ему память. Владимир Хнырев, уроженец села Паранеи
Да, Александр Валентинович, память жива об отце твоем, Геннадии Пронине и Саше Санникове. Я не один раз выполнял полеты на ТУ — 16 с отцом. Молодец твой отец по всем статьям на земле и в воздухе. В конкретной ситуации у него было всего два варианта: «шустро, шустро» сесть или покинуть самолет. Шустро — это значит, соблюдая ограничения, снизиться и произвести посадку. На спасение экипажа катапультированием наложены большие ограничения: высота не менее 350 м., шасси — убраны, скорость — 500км/час. На проходе над полосой с курсом 120 градусов, т.е. ниже 350 м. шанса на спасения не было. Вместо прохода, довернув на 30 град. влево на большую полосу, катились бы по полосе с курсом 90 град. Всякое воспламенение в замкнутом объеме из дюралевых сплавов опасно для нормальной работы всех систем, в том числе управления самолетом. В данном случае отказало управление стабилизатором. Очевидно, он занял положение с минус, скажем, 6 град. в нуль, т.е. встал в поток. Пикирующий момент перевел самолет на снижение. Не хватило каких — то 20 сек., что бы набрать высоту для спасения экипажа с помощью катапульт.