Кознов Анатолий Андреевич

1927-1964

А.А.Кознов

А.А.Кознов

Лётчик-испытатель 2-го класса (1958), подполковник (196..).
Родился 4 августа 1927 года в селе Малые Могильцы ныне Балахнинского района Нижегородской области. В 1945 окончил 5-ю спецшколу ВВС (г.Горький).
В армии с июля 1945. В 1945 окончил 3-ю ВАШПОЛ (г.Сасово), в 1949 – Борисоглебское ВАУЛ. В 1949-1955 – лётчик-инструктор Борисоглебского ВАУЛ.
В 1957 окончил Школу лётчиков-испытателей, с 1961 учился в Московском авиационном институте.
С марта 1957 – на лётно-испытательной работе в ОКБ П.О.Сухого (с октября 1962 по ноябрь 1963 не летал из-за травм, полученных в автокатастрофе). Поднял в небо и провёл испытания С-21-3 (ЛЛ на базе Су-7) (1959), Т-49 (3.01.1960). Участвовал в испытаниях Т-47 (1958), ПТ-8-4 (1958), Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, комплекса Су-9-51 (1958-1959), комплекса Су-11-8М (1959).
25 сентября 1962 установил мировой авиационный рекорд скорости на самолёте Су-9 — скорость полёта на 500-км замкнутом маршруте — 2.337,00 км/ч (в классе С-1, гр. III). Провёл более 400 испытательных полётов. Испытал 23 типа самолётов.
Погиб 18 апреля 1964 года при выполнении испытательного полёта на Су-7БКЛ с ускорителями.
Это произошло на аэродроме ГК НИИ ВВС (во Владимировке) уже после завершения госиспытаний самолета. По мнению известного летчика-испытателя С.А.Микояна, в то время начальника 1-го управления ГНИКИ ВВС, данная катастрофа – результат непродуманности конструкции. «Кознов взлетал на самолете с пороховыми ускорителями, укрепленными по бокам фюзеляжа. В корпусе ускорителя на стороне, примыкающей к фюзеляжу, было технологическое отверстие, заглушенное пробкой. В тысячах случаев заглушка крепко сидела на месте, но при этом взлете ее выбило. Струя газа от горящего пороха, бившая из отверстия, как из сварочного аппарата, сразу же прожгла обшивку фюзеляжа, а в этом месте как раз проходила тяга управления. Она тут же перегорела, поршень бустера ушел в крайнее положение, самолет преждевременно оторвался от земли, задрался вверх, потом, потеряв скорость, упал и взорвался вместе с подвешенными тремя бомбами… Что стоило конструктору начертить в своем чертеже это отверстие на противоположной стороне ускорителя! Здесь опять можно вспомнить закон Мэрфи: если какой-нибудь отказ техники может произойти, он произойдет – заглушка когда-нибудь вылетит».
Жил в городе Жуковский Московской области.
Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Награждён медалями.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Су-7 и его модификации
  • «С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя» / Москва, ИД «Техника-молодежи» при участии ФГУП РСК МиГ, 2002 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *