Байдуков Георгий Филиппович

1907-1994

Г.Ф.Байдуков

Г.Ф.Байдуков

Герой Советского Союза (24.07.1936), лётчик-испытатель 1-го класса (1940), генерал-полковник авиации (1961).
Родился  26 (13 — ст.ст.) мая 1907 года на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. Русский. С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключён. Снова бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.
В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931-1934 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Весной 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
С 20 по 22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9374 км.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
С 18 по 20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва–Северный полюс–Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.
С 1937 – лётчик-испытатель а/завода №22 (г.Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н.Г.Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3, был награждён орденом Красного Знамени.
В начале 1941 поднял в небо ТБ-7 4М-40.
В августе-декабре 1941 находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 – заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 – командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947-1949 – начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70.
В 1949-1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части.
В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957-1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 – в отставке.
Жил в Москве. Член Союза писателей. Им написаны книги: «Наш полет в Америку», «Записки пилота», «О Чкалове», «Рассказы разных лет» и другие.
Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награждён 2 орденами Ленина (24.07.1936; 15.11.1950), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 4 орденами Красного Знамени (09.08.1937; 07.04.1940; 05.11.1946; 26.10.1955), 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944; 24.07.1944), орденами Кутузова 1-й (29.05.1945) и 2-й степени (10.04.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й степени (23.11.1942), Трудового Красного Знамени (25.05.1977), Дружбы народов (07.04.1994), 4 орденами Красной Звезды (03.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967), орденами «За службу Родине в ВС СССР» 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР – 22-х).
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилёве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).

Источник информации:

  • Байдуков Георгий Филиппович / Герои страны /
  • Сибирский сокол / В.Орлов. Советская Сибирь (Новосибирск) №100, 25.05.2002 /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *