1920-1993
Летчик-испытатель 1 класса (1954), полковник (1961).
Родился 1 апреля 1920 года в г.Таганроге в семье служащего. По окончании местного аэроклуба был направлен в Херсонскую авиационную школу летчиков Осоавиахима.
С декабря 1940-го года – в рядах РККА: курсант Херсонской военной авиашколы пилотов, инструктор-летчик Конотопского военного авиаучилища летчиков-истребителей. С началом войны, несмотря на многочисленные рапорты, на фронт не попал ввиду существовавшего запрета на отправку в действующую армию пилотов-инструкторов.
В противовес запретам и строгим инструкциям – «учить взлету и посадке, остальному научит война!» – пытался давать курсантам первичные навыки элементов пилотажа, за что неоднократно командованием предупреждался о недопустимости «самовольства и недисциплинированности».. 25 октября 1943 года судом военного трибунала Ташкентского гарнизона по статье 132 УК РСФСР осужден с формулировкой «За злоупотребление служебным положением и систематическое нарушение руководящих документов» и отправлен в отдельный штрафной батальон 2-го Прибалтийского фронта.
Участник Великой отечественной войны с 1943. По результатам ночной атаки батальона на позиции врага методом «разведка боем» определением военного трибунала 8-й гв.сд от 4-го февраля 1944 года №124/93 восстановлен в правах офицерского состава и отправлен в тыл на излечение (получил пулевое и осколочное ранения и легкую контузию).
Летом 1944-го года был направлен в 18-й учебно-тренировочный авиационный полк, где освоил самолет Ла-5, после чего получил назначение в 5-й гв. иап 11-й гв. иад 1-го Украинского фронта. Был ведомым у Героя Советского Союза Г.А.Баевского. Всего выполнил 116 боевых вылетов, провел 17 воздушных боев, сбил лично 5 и в группе 4 самолета противника. Орден Отечественной войны 1 степени получил по результатам одного из воздушных боев, в котором он сбил два немецких истребителя.
В ноябре 1943 Л.Утесов и его дочь Эдит передали летчикам 5-го ГИАП два самолета Ла-5Ф, к которым прилагался патефон и набор пластинок. Самолеты эти с надписью по левому борту фюзеляжа «Веселые ребята» не были закреплены за конкретными летчиками, на них летали лучшие. Удостоился этой чести и гвардии лейтенант И.С.Глазков: на одном из них в самом конце войны уже в Германии он летал на «свободную охоту», что считалось вершиной мастерства летчика-истребителя.
После войны в должности командира звена служил под Ленинградом (аэродром «Лисий нос», 103-й гв. иап, летал на «Спитфайер-9г» и Як-11)
С 1950 по 1967 годы – на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС в должностях от летчика-испытателя до зам. командира эскадрильи. Активно участвовал в испытаниях первых реактивных самолетов МиГ-15 и МиГ-17. Провел испытания Ла-9, Ла-11, Ла-200, Як-7, Як-9, Як-11, Як-25, Си-47, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-28, Ан-24, Ан-26, Ан-12. Проводил испытания космических скафандров в стратосферных полетах, летал на «ЛЛ» (самолет-летающая лаборатория) с опытными ядерными силовыми установками. Особенно ярко его способности проявились при испытаниях систем самолетовождения в сложных метеоусловиях, с том числе и по тематике «слепой посадке самолетов», весьма популярной в то время, за что 1-й класс военного летчика-испытателя приказом ГК ВВС присвоен досрочно и без сдачи экзаменов.
После увольнения, до самого последнего дня работал в НПО «Энергия» (г.Королев Московской области). Деятельность Глазкова на этом поприще отмечена медалью «Ветеран труда» и званием «Заслуженный специалист НПО», чем он весьма гордился: мы сделали «Буран»!
Написал книгу воспоминаний о своей жизни, но не сумел ее опубликовать.
Умер 18 декабря 1993 года. Похоронен на кладбище в д.Леониха в черте г.Щелково.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны (1944), двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Источники информации:
- «Гвардейцы в воздухе» / Ильин Н.Г., Москва, «Яуза», «Эксмо», 2006 г. /
- «С авиацией через ХХ век». / Баевский Г.А., Москва, изд-во «Дельта-НБ», 2001 г. /
- «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе / Г.А.Баевский /
- История 5-го гвардейского истребительного авиационного Берлинского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка.
- В воздухе — испытатели / Н.А.Бондаренко, — М.: ДОСААФ, 1975 /
- Охотник за истребителями. На «Аэрокобре» против асов Люфтваффе / Б.Дементеев, «Яуза», «Эксмо», Москва, 2012 г. /
Помогали:
- Евгений
ГЛАЗКОВ ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ
01.04.1920 – 18.12.1993
Летчик-испытатель 1 класса (1954), полковник (1961).
Родился в г.Таганроге в семье служащего. По окончании местного аэроклуба был направлен в Херсонскую авиационную школу летчиков Осоавиахи-ма. С декабря 1940-го года – в рядах РККА: курсант Херсонской военной авиа-школы пилотов, инструктор-летчик Конотопского военного авиаучилища лет-чиков-истребителей. С началом войны, несмотря на многочисленные рапорты, на фронт не попал ввиду существовавшего запрета на отправку в действующую армию пилотов-инструкторов.
В противовес запретам и строгим инструкциям – «учить взлету и посад-ке, остальному научит война!» – пытался давать курсантам первичные навыки элементов пилотажа, за что неоднократно командованием предупреждался о недопустимости «самовольства и недисциплинированности».. В конечном итоге судом военного трибунала Ташкентского гарнизона 25 октября 1943 года по статье 132 УК РСФСР лейтенант Глазков И.С. был осужден с формулировкой «За злоупотребление служебным положением и систематическое нарушение руководящих документов» и отправлен в отдельный штрафной батальон 2-го Прибалтийского фронта.
По результатам ночной атаки батальона на позиции врага методом «раз-ведка боем» определением военного трибунала 8-й гв.сд от 4-го февраля 1944 года №124/93 восстановлен в правах офицерского состава и отправлен в тыл на излечение (получил пулевое и осколочное ранения и легкую контузию).
Летом 1944-го года был направлен в 18-й учебно-тренировочный авиа-ционный полк, где освоил самолет Ла-5, после чего получил назначение в зна-менитый 5-й гв. иап 11-й гв. иад 1-го Украинского фронта. Был ведомым у Ге-роя Советского Союза Баевского Г.А. Всего выполнил 116 боевых вылетов, провел 17 воздушных боев, сбил лично 5 и в группе 4 самолета противника. Орден Отечественной войны 1 степени (в соответствии с его статусом) получил по результатам одного из воздушных боев, в котором он сбил два немецких истребителя.
Боевая деятельность 5-го гиап, как известно, послужила канвой идеи для рождения знаменитого фильма Л.Быкова «В бой идут одни старики». Конечно, кино есть кино, в действительности, по рассказам И.С.Глазкова, все было проще и не так красиво, но то, что Л.Утесов и его дочь Эдит преподнесли подарок полку в виде двух самолетов ЛА-5, к которым прилагался патефон и набор пластинок – это правда. Самолеты эти с надписью по левому борту фюзеляжа «Веселые ребята» не были закреплены за конкретными летчиками, на них летали лучшие. Удостоился этой чести и гвардии лейтенант Глазков И.С.: на одном из них в самом конце войны уже в Германии он летал на «свободную охоту», что считалось вершиной мастерства летчика-истребителя.
После войны в должности командира звена служил под Ленинградом (аэродром «Лисий нос», 103-й гв. иап, летал на американском «Спитфайер-9г» и на Як-11), но желание стать испытателем привело его в ГК НИИ ВВС. С 1950 по 1967 годы И.С.Глазков – на летно-испытательной работе в должностях от летчика-испытателя до зам. командира эскадрильи. Активно участвовал в испытаниях первых реактивных самолетов МиГ-15 и МиГ-17. В его летном «багаже» значатся проведенные испытания на Ла-9, Ла-11, Ла-200, Як-7, Як-9, Як-11, Як-25, Си-47, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-28, Ан-24, Ан-26, Ан-12. Проводил испытания космических скафандров в стратосферных полетах, летал на «ЛЛ» (самолет-летающая лаборатория) с опытными ядерными силовыми установками. Особенно ярко его способности проявились при испытаниях систем самолетовождения в сложных метеоусловиях, с том числе и по тематике «слепой посадке самолетов», весьма популярной в то время, за что 1-й класс военного летчика-испытателя приказом ГК ВВС присвоен досрочно и без сдачи экзаменов.
После увольнения, до самого последнего дня работал в НПО «Энергия» (г.Королев Московской области). Деятельность Глазкова И.С. на этом поприще отмечена медалью «Ветеран труда» и званием «Заслуженный специалист НПО», чем он весьма гордился: мы сделали «Буран»!
Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечест-венной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Написал книгу воспоминаний о своей жизни, но не сумел ее опублико-вать.
Похоронен на кладбище в д.Леониха в черте г.Щелково.
Источники:
1. Ильин Н.Г. «Гвардейцы в воздухе». Москва, «Яуза», «Эксмо», 2006г.
2. Баевский Г.А. «С авиацией через ХХ век». Москва, изд-во «Дельта-НБ», 2001г.
3. История 5-го гвардейского истребительного авиационного Берлинского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка.