Твеленев Михаил Степанович

1920-1985

М.С.Твеленев

М.С.Твеленев

Герой Советского Союза (23.02.1945), заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), полковник (1957).
Родился 20 июля 1920 года в селе Перевоз ныне Ржаксинского района Тамбовской области. В 1936 окончил 7 классов школы. С 1936 жил в Москве. В 1937 окончил ФЗУ. Работал слесарем-паровозником в железнодорожном депо Октябрьской железной дороги в Москве. В 1938 окончил Железнодорожный аэроклуб г.Москвы.
В армии с января 1939. В 1939 окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Московский и Одесский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 — лётчик 69-го истребительного авиационного полка (Южный фронт). 18 августа 1941 был сбит зенитной артиллерией, при вынужденной посадке получил ранения и до ноября 1941 находился в сочинском госпитале. В апреле-июле 1942 — лётчик 792-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный фронт). В июне 1942 на своём ЛаГГ-3 приземлился на вражеский территории и вывез сбитого лётчика Як-1. В июне 1943-мае 1945 — командир звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (Южный, 4-й Украинский и 3-й Белорусский фронты). 4 октября 1943 года в воздушном бою был ранен в левую ногу. Участвовал в обороне Одессы и Ростова-на-Дону, освобождении Донбасса и Крыма, в Берлинской операции. Совершил 310 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 116 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 28 самолётов противника.
В июле 1942-июне 1943 — командир звена 10-го учебно-тренировочного полка 8-й воздушной армии; готовил на ЛаГГ-3 и Як-1 лётчиков для действующей армии.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Белорусский ВО). В 1950 окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (г.Таганрог).
С февраля 1951 по июль 1965 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1 Управление). Провёл госиспытания Ил-10М (1953), МиГ-17ПФ (СП-7Ф) (1954), Ил-40 (1954), Ил-40П (1955-1956), Су-7 (1959-1960), Е-2 (1958), Е-5 (1958), МиГ-21Ф-13 (1960); испытания Ил-10 на штопор, МиГ-17 на пикирование, Як-25Р со специальными подвесками на устойчивость, Су-7Б на малых высотах, отработку дозаправки истребителей МиГ-15. Участвовал в госиспытаниях Як-25Р (1953-1954), СМ-30 (1957), СМ-12 (1958), СМ-50 (1958).
С августа 1965 — в отставке. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 25 апреля 1985 года. Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района.
Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 5 орденами Красного Знамени (26.04.1943, 1.08. 1943, 2.02.1944, 16.05.1947, 29.04.1957), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03. 1985), 2 орденами Красной Звезды (5.11.1954, 9.03.1956), медалями.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2. / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Твеленев Михаил Степанович / Советские асы /
  • «Автограф в небе» / М.Л.Попович, М.: Сов.Россия, 1988 /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *