Николаев Александр Федорович

1919-2006

А.Ф.Николаев

А.Ф.Николаев

Герой Советского Союза (25.06.1958), летчик-испытатель 1 класса, полковник.
Родился 10 октября 1919 в селе Толба ныне Сергачского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941. В 1935 году окончил семь классов, в 1938 — Горьковcкий коммунально-строительный техникум. Работал техником в строительном отделе Балтийского флота (Волосовский район Ленинградской области).
В армии с ноября 1939. Служил в саперном батальоне. В августе 1941 окончил Харьковское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1942 году окончил курсы политсостава. Участник Великой Отечественной войны. С апреля 1942 года по июль 1943 года — на Карельском фронте, сначала в составе истребительного, позднее штурмового авиационных полков в должности заместителя командира авиаэскадрильи по политической части. Летал штурманом на бомбардировщиках СБ, Пе-2.
В 1944 окончил Военную авиационную школу пилотов первоначального обучения, весной 1945 — Руставскую военно-авиационную школу пилотов. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке (Сахалин; на МиГ-15). В 1952 окончил Высшие летно-тактические КУОС.
С 1953 на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Провел испытания вооружения МиГ-19, испытания L-29 и его модификаций (с 1962). В декабре 1955 года в испытательном полете на МиГ-19 с подвесными баками лопнул на пикировании шланг гидроуправления рулями. Определив причину отказа, убрав обороты двигателям, чтобы уменьшилась скорость, Николаев с трудом «вытащил» обеими руками самолет из пикирования, который на отклонение рулей продолжал реагировать с большим опозданием. Ювелирными движениями ручки управления Николаев «завел» истребитель на посадку 6 апреля 1956 года после бомбометания на полигоне, уже при полете по кругу над своим аэродромом, у самолета заклинило ручное управление. Небольшая высота. Внизу город, значит, катапультироваться нельзя. Николаеву удалось посадить практически неуправляемый самолет на аэродром на три точки и на повышенной посадочной скорости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1958 года за образцовое выполнение служебного долга, мужество и отвагу при испытании новой авиационной техники старшему летчику-испытателю истребительного авиационного полка подполковнику Николаеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10798). В 1960-х провел испытания L-29 на прямой и «перевернутый» штопор. Однажды в «перевернутом» штопоре остановился двигатель. После десятой неудачной попытки его запуска Николаев совершил посадку с неработающим двигателем. В январе 1970 года по состоянию здоровья уволился в запас.
Работал заместителем управляющего Московской центральной спортивной базой. Жил в городе Щёлково Московской области. Умер 24 марта 2006 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха, Щёлковского района, Московской области.
Награжден орденом Ленина (25.06.1958), двумя орденами Красной Звезды (20.04.1953, 16.10.1957), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), медалями.

Источники информации:

  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2. / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Николаев Александр Федорович / Герои страны /
  • Биография Александра Федоровича Николаева / Биография.Ру /
  • В воздухе — испытатели / Н.А.Бондаренко, М, ДОСААФ, 1975 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.