Николаев Александр Федорович

1919-2006

А.Ф.Николаев

А.Ф.Николаев

Герой Советского Союза (25.06.1958), летчик-испытатель 1 класса, полковник. Родился 10 октября 1919 в селе Толба ныне Сергачского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941. В 1935 году окончил семь классов, в 1938 — Горьковcкий коммунально-строительный техникум. Работал техником в строительном отделе Балтийского флота (Волосовский район Ленинградской области). В армии с ноября 1939. Служил в саперном батальоне. В августе 1941 окончил Харьковское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1942 году окончил курсы политсостава. Участник Великой Отечественной войны. С апреля 1942 года по июль 1943 года — на Карельском фронте, сначала в составе истребительного, позднее штурмового авиационных полков в должности заместителя командира авиаэскадрильи по политической части. Летал штурманом на бомбардировщиках СБ, Пе-2. В 1944 окончил Военную авиационную школу пилотов первоначального обучения, весной 1945 — Руставскую военно-авиационную школу пилотов. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке (Сахалин; на МиГ-15). В 1952 окончил Высшие летно-тактические КУОС. С 1953 на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Провел испытания вооружения МиГ-19, испытания L-29 и его модификаций (с 1962). В декабре 1955 года в испытательном полете на МиГ-19 с подвесными баками лопнул на пикировании шланг гидроуправления рулями. Определив причину отказа, убрав обороты двигателям, чтобы уменьшилась скорость, Николаев с трудом «вытащил» обеими руками самолет из пикирования, который на отклонение рулей продолжал реагировать с большим опозданием. Ювелирными движениями ручки управления Николаев «завел» истребитель на посадку 6 апреля 1956 года после бомбометания на полигоне, уже при полете по кругу над своим аэродромом, у самолета заклинило ручное управление. Небольшая высота. Внизу город, значит, катапультироваться нельзя. Николаеву удалось посадить практически неуправляемый самолет на аэродром на три точки и на повышенной посадочной скорости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1958 года за образцовое выполнение служебного долга, мужество и отвагу при испытании новой авиационной техники старшему летчику-испытателю истребительного авиационного полка подполковнику Николаеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10798). В 1960-х провел испытания L-29 на прямой и «перевернутый» штопор. Однажды в «перевернутом» штопоре остановился двигатель. После десятой неудачной попытки его запуска Николаевсовершил посадку с неработающим двигателем. В январе 1970 года по состоянию здоровья уволился в запас. Работал заместителем управляющего Московской центральной спортивной базой. Жил в городе Щёлково Московской области. Умер 24 марта 2006 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха, Щёлковского района, Московской области. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Источники информации:

  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2. / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Николаев Александр Федорович / Герои страны /
  • Биография Александра Федоровича Николаева / Биография.Ру /
  • В воздухе — испытатели / Н.А.Бондаренко, М, ДОСААФ, 1975 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *