1911-1993
Герой Советского Союза (26.04.1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1960), заслуженный мастер спорта СССР (1962), полковник (1951).
Родился 19 (6 — ст.ст.) мая 1911 года в посёлке Малая Виска, ныне город Кировоградской области (Украина). В 1928 окончил 7 классов школы. С 1926 работал подсобным рабочим на сахарном заводе, ремонтным рабочим на железной дороге, учеником тракториста на сахарном заводе. В армии с декабря 1928. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 — Борисоглебскую ВАШЛ, в 1931 — Севастопольскую ВАШМЛ. В 1931-1937 — лётчик-инструктор Ейской ВАШМЛ.
Неоднократно участвовал в планерных состязаниях. В октябре 1934 на планере «Сталинец-2» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на двухместном планере — 24 ч 10 мин. 2-3.10.1935 на планере «Сталинец-4» установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере — 38 ч 10 мин. Эти рекорды являлись неофициальными мировыми авиационными рекордами.
С июля 1937 по февраль 1943 — лётчик-испытатель НИИ морской авиации (г.Севастополь, с 1942 — г.Астрахань). Провёл госиспытания Че-2, МБР-7, АНТ-44, Бе-4 (1940), МДР-7 и других гидросамолётов.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-июле 1942 — лётчик 80-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, летал на АНТ-44. Неоднократно бомбил военные объекты в Румынии, совершал рейсы в осаждённый Севастополь для перевозки военных грузов и эвакуации раненых. С февраля 1943 — помощник командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка Северного флота по лётной подготовке и воздушному бою. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Як-1, участвовал в воздушных боях.
В июле 1945 вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ морской авиации (г.Рига, с 1948 — г.Феодосия). Поднял в небо и провёл испытания первой реактивной летающей лодки Р-1 (30.05.1952). Провёл госиспытания МДР-6 Б-4 (1945), И-250, Бе-6 (1951-1952), Бе-6М, Ту-2Т, Ту-14Т и других.
С марта 1954 по декабрь 1973 — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-96 (лето 1956; 2-й пилот), Ту-95К (июль 1956), головного Ту-114 Куйбышевского авиазавода (1958), опытного Ту-126 (23.01.1962). Провёл испытания Ту-95 (1960) и Ту-114 (1960-1961) на больших углах атаки; испытания Ту-114 при выключенном двигателе без флюгирования (1960). Принимал участие в испытаниях Ту-16, Ту-104, Ту-116 и других.
Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 — вторым пилотом): в 1940 — 6 рекордов скорости и грузоподъёмности на амфибии АНТ-44; в 1957 — 5 рекордов скорости (вторым пилотом) на самолёте Ту-104А, в 1960 — 24 рекорда скорости на самолёте Ту-114, в 1961 — 2 рекорда грузоподъёмности на Ту-114, в 1962 — 5 рекордов скорости на Ту-114.
С декабря 1973 — в отставке. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 28 августа 1993 года. Похоронен в посёлке Родники Раменского района Московской области.
Награждён 3 орденами Ленина (25.05.1936, 26.10.1955, 26.04.1971), 3 орденами Красного Знамени (6.03.1943, 20.06.1949, 22.07.1966), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (31.05.1945, 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (3.11.1944, 12.07.1957), медалями.
Мировые авиационные рекорды И.М.Сухомлина:
1 | 18-19.11.1934 | «Сталинец-2» | двухместные планеры | Продолжительность полёта (24 ч 10 мин) |
2 | 2-3.10.1935 | «Сталинец-4» | одноместные планеры | Продолжительность полёта (38 ч 10 мин) |
3 | 17.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 1.000 кг (7134 м) |
4 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 2.000 кг (6284 м), 5.000 кг (5219 м) |
5 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Подъем на высоту 2000 м полёта с грузом 5.000 кг |
6 | 28.09.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 1.000 кг (277,466 км/ч) |
7 | 07.10.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 2.000 кг (241,909 км/ч) |
8 | 24.03.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, с грузом 1000- 25.000 кг (871,38 км/ч) |
9 | 01.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 2000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (857,28 км/ч) |
10 | 09.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 5000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (877,21 км/ч) |
11 | 12.06.1961 | Ту-114 | C-1 | Подъем с грузом 25000/30000 кг на высоту (12073 м) |
12 | 21.04.1962 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 10000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-10.000 кг (737,35 км/ч) |
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Герои Советского Cоюза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
- Сухомлин Иван Моисеевич / Герои страны /