Ковалёв Валентин Фёдорович

1914-1972

В.Ф.Ковалёв

В.Ф.Ковалёв

Герой Советского Союза (5.10.1960), заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.03.1963), капитан (1944).
Родился 29 (16 — ст.ст.) июля 1914 года в городе Баку (Азербайджан). В 1928-1933 жил в городе Пятигорск (Ставропольский край). В 1932-1933 работал токарем по металлу на пятигорской электростанции. В 1933 окончил ФЗУ и Бакинский аэроклуб. В 1933-1934 работал планеристом-инструктором Бакинского аэроклуба.
В 1937 окончил Батайскую лётную школу ГВФ. Работал пилотом в ГВФ (Восточно-Сибирское управление) и командиром звена учебной авиаэскадрильи Енисейского авиаотряда ГВФ.
В армии с сентября 1942.
Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1942-марте 1945 — командир корабля, командир отряда, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 101-го (с ноября 1944 — 31-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. В ночь с 17 на 18 июля 1943 его Ли-2 был сбит истребителями противника в районе Орла. Совершил вынужденную посадку в лес, получил ожоги 2-й степени. Через двое суток вернулся в часть. Всего за время войны совершил 194 боевых вылета на Ли-2 для перевозки вооружения и грузов на передовую и к партизанам, на бомбардировку объектов в тылу врага.
С августа 1946 — в запасе. Работал на электростанции в городе Ессентуки (Ставропольский край).
В 1949 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей.
С 1947 по 1950 — лётчик-испытатель НИИ-17 (ныне — НПО «Взлёт»). Провёл испытания различных радиолокационных систем на Ли-2 и Ил-12.
С 1950 по май 1955 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Участвовал в работе по отработке аппаратуры автоматической астронавигации на Ту-16 (1955). Провёл ряд испытательных работ на Ил-28, Пе-8, Ту-2, Ми-4 по тематике института.
8 октября 1951 года совершил вынужденную посадку на Ту-4
С мая 1955 по 1962 — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-16Р (август 1955), головного Ту-16 Воронежского авиазавода (1955), головного Ту-104 Харьковского авиазавода (5.11.1955), Ту-98 (7.09.1956), Ту-107 (октябрь 1958), Ту-22Б (2.09.1960). Провёл испытания по отработке крыльевой системы дозаправки в воздухе Ту-16 (1955), эксплуатационные испытания Ту-104 (1956), испытания Ту-104 на критических режимах (1958).
В 1956 впервые в стране достиг на бомбардировщике скорости звука (на Ту-98).
Установил 22 мировых авиационных рекорда (из них 6 — вторым пилотом): в 1957 — 11 рекордов скорости, дальности и грузоподъёмности на Ту-104А, в 1959 — 5 рекордов скорости на Ту-104Б, в 1960 — 6 рекордов скорости на Ту-104Е.
17 ноября 1960 года — совершил аварийную посадку на Ту-22Б. При заходе на посадку на аэродром ЛИИ на высоте 300 м после выпуска закрылков самолет стал терять скорость и высоту. При попытке вынужденной посадки самолет ударился хвостовой частью о берег р.Пехорки. Отломилась хвостовая часть (по бомболюку), а затем при пробеге и кабина (по 33 шпангоуту). Экипаж остался жив, сильнее всех пострадал штурман В.С.Паспортников. Как показало расследование аварии причиной стало заклинивание подшипников одного из двигателей — он около 30 мин работал без масла…
Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы — в Москве. Работал в ОКБ А.Н.Туполева инженером. Умер 30 ноября 1972 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (18.09.1943, 5.10.1960), орденами Красного Знамени (6.04.1945), Красной Звезды (22.02.1943), 2 орденами «Знак Почёта» (12.07.1957, 31.07.1961), медалями (в том числе — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени).

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Ту-22. Самолёт–легенда / А.А.Быстров, — М., 2012 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *