1903-1944
Ведущий инженер-испытатель, инженер-подполковник (1944).
Родился 31 (18 — ст.ст.) октября 1903 года в городе Сумы Сумского уезда Харьковской губернии (ныне областной центр Украины). Окончил двухклассное училище в Сумах, в 1921 году – профтехшколу.
В армии с октября 1924 года. В 1927 году окончил Украинскую кавалерийскую школу в городе Зиновьевск (ныне город Кировоград, Украина), после чего связал свою жизнь с авиацией.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, в 1930 году – Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей. В 1930-1933 – летнаб-инструктор и преподаватель материальной части самолётов в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков-наблюдателей. В 1939 году окончил факультет авиационного вооружения Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С июня 1939 года – старший инженер по вооружению отдела сухопутных самолётов НИИ ВВС, с января 1941 года – ведущий инженер по вооружению 3-го отдела (опытных самолётов) НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях различных образцов самолётного вооружения.
Участник Великой Отечественной войны: в июле 1941 – инженер по вооружению 430-го штурмового авиационного полка, в июле-октябре 1941 – инженер по вооружению 61-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, Смоленском сражении и Вяземской операции.
После отзыва с фронта вернулся в НИИ ВВС на должность ведущего инженера по вооружению 3-го отдела (опытных самолётов). С октября 1944 года – ведущий инженер отдела испытаний вооружения Управления испытаний самолётов ГК НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях различных типов самолётного вооружения.
Погиб 3 декабря 1944 года в авиакатастрофе при перегонке трофейного бомбардировщика Do-217.
Жил на станции Чкаловская (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен в городе Калиновка Винницкой области (Украина).
14 октября 1944 года в 4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, штаб которого располагался в городе Умань (Черкасская область, Украина) убыла бригада ГК НИИ ВВС из четырёх человек: лётчика-испытателя подполковника Г.А.Ашиткова, штурмана-испытателя старшего лейтенанта Н.М.Филиппова, ведущих инженеров инженер-подполковника К.И.Романова и инженер-майора М.В.Шихалеева. В течение 15 дней они должны были провести обучение лётного состава полётам на американских бомбардировщиках B-25J (оборудованных автопилотом и прицелом «Норден»). Однако из-за неблагоприятных метеоусловий и необходимости проведения инструктажа в других частях срок командировки продлили до 15 ноября 1944 года.
После окончании командировки бригаде была поставлена задача перегнать из Румынии в Чкаловскую трофейный немецкий бомбардировщик Do-217. После нескольких ознакомительных полётов, Г.А.Ашитков принял решение о перелёте. Несмотря на плохие метеоусловия (облачность 10 баллов, высота облачности – 100 м, видимость – 2.000 м), командир 5-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия полковник С.А.Ульяновский разрешил перелёт в Чкаловскую с промежуточной посадкой для дозаправки на аэродроме в Калиновке (Винницкая область, Украина). Т.к. на немецком бомбардировщике не было радиосвязи с землёй, был выделен бомбардировщик В-25 в качестве лидера. Для охраны были выделены два истребителя. Командование ГК НИИ ВВС о своём вылете Г.А.Ашитков не оповестил.
Через 5 минут после вылета с аэродрома Рошиорий-де-Веде (жудец Телеорман, Румыния) поступила телефонограмма от командира корпуса генерал-майора авиации Г.С.Счётчикова о запрете вылета. Но из-за отсутствия связи с Do-217 приказание не было выполнено. В районе Бухареста группа попала в сильный туман, истребители вернулись на свой аэродром. На участке Яссы – Винница погода вновь ухудшилась. В-25 совершил посадку на запасном аэродроме в Одессе. Командир Do-217, потеряв лидера, принял решение продолжать полёт в Калиновку.
В районе Винницы была плохая погода (облачность 10 баллов, высота облачности – 20-50 метров, видимость – 600 м), самолёт снизился до бреющего полёта и пытался найти аэродром. По свидетельству Г.А.Ашиткова в это время у него отказал указатель скорости и авиагоризонт, пилотирование осуществлялось по курсоуказателю «Пионер». В сложившихся условиях было принято решение о посадке в поле с выпущенными шасси.
При заходе на посадку внезапно упала тяга моторов, самолёт зацепился за деревья опушки леса, ударился левым крылом о землю и разбился в 12 километрах южнее города Калиновка. Г.А.Ашитков получил перелом обеих ног и ранение головы, М.В.Шихалеев – перелом обеих ног и ранение груди, К.И.Романов и Н.М.Филиппов погибли.
Награждён орденом Красного Знамени (3.11.1944) и медалью «За боевые заслуги» (3.11.1941).
Источники информации:
- Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /