род.1946
Летчик-испытатель 1-го класса (1981), доктор технических наук (2012), действительный член (академик) АБОП, мастер спорта по самолетному спорту, генерал-майор авиации.
Родился 26 июня 1946 года в г.Чимкент Южно-Казахстанской области.
В армии с 1963 года. В 1967 окончил Оренбургское ВВАУЛ имени И.С.Полбина, был оставлен в нём лётчиком-инструктором.
С 1971 года — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС, командир 2 авиационной испытательной эскадрильи. В 1977 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.
В качестве ведущего летчика-испытателя, в том числе заместителя руководителя испытательной бригады — руководителя летной группы, принимал участие в государственных совместных испытаниях авиационных комплексов МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-29, Су-17М3, Су-25, Су-17М4, Су-22М, Су-25М, Су-27. Являлся руководителем и/или принимал участие в ряде научно-исследовательских работ по авиационной тематике.
В декабре 1978 года был отобран в группу летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС для подготовки по программе «Буран». С января 1979 года по ноябрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. После окончания ОПК вернулся в ГК НИИ ВВС для продолжения летно-испытательной работы.
При проведении государственных испытаний самолета МиГ-27М произошел отказ маслосистемы двигателя. Своевременно определив отказ, летчик сбросил в безопасном месте внешние подвески, набрал максимально возможную по работе двигателя высоту, перевел самолет на планирование с работающим двигателем на малом газе, произвел расчет и посадку, выключив двигатель на выравнивании. Опытная машина была спасена, причины отказа устранены. Во время выполнения испытаний самолета Су-17М4-59 при снятии характеристик устойчивости и управляемости с несимметричной внешней подвеской управляемой ракеты телекомандного наведения системы «Овод» и блоков управления, на высоте 5000 метров произошло сваливание самолета с последующим входом самолета в плоский штопор. Высокое профессиональное мастерство позволили вывести самолет из плоского штопора, успешно завершить полет и получить уникальный материал для дальнейших исследований.
На государственных испытаниях самолета Су-25М при проверке в полете системы аварийного сброса фонаря произошел отказ системы, выразившийся в частичном открытии замков и заклинивании фонаря в промежуточном положении. Учитывая январскую температуру наружного воздуха и мощные вихревые потоки в кабине, потребовалась мобилизация всех профессиональных и человеческих качеств для успешного завершения полета.
В начале 80-х годов на ранней стадии государственных совместных испытаний самолета МиU-29 высокий профессионализм позволил Олейникову успешно провести программу испытаний самолета на прочность с выходом в расчетную точку, сочетающую в себе при заданном приведенном весе максимальный скоростной напор, максимальную перегрузку и максимальную угловую скорость. Данный режим никем более не повторялся. При испытаниях авиационных комплексов проводил испытания всех видов вооружения, в том числе управляемого с различными системами наведения. Первым из летного состава в рамках государственных и специальных испытаний выполнил боевые пуски с одноместных летательных аппаратов противотанковых ракет «Вихрь» (Су-25М) и ракет телекомандного наведения системы «Овод» (Су-17М4-59). Все пуски заканчивались прямым поражением заданных целей.
Успешно выполнял задания Правительства в странах-импортерах отечественной авиатехники и вооружения (Ливия, 1980 г.) с выявлением и устранением причин несрабатывания системы и практическим показом боевого применения управляемых ракет «Воздух-РЛС» руководству этой страны. В процессе обучения ливийских летчиков в реальных полетах на самолете Су-22УМ им были продемонстрированы возможности нашей авиационной техники по устойчивой работе силовой установки на околонулевых и отрицательных скоростях, а также вывод самолета из сваливания и штопора. Разработанные В.А.Олейниковым методики выполнения аналогичных работ успешно применялись нашими авиационными специалистами в других странах.
Принимал активное участие при оказании помощи летному составу при освоении новой авиационной техники и вооружения, проведению войсковых испытаний и боевых учений. Так в 1983 году на боевых учениях «Союз-83» в качестве представителя промышленности руководил группой летчиков-испытателей на самолетах МиГ-29 и Су-27, принимая непосредственное участие в первой демонстрации командованию ВВС одиночного и группового высшего пилотажа на этих самолетах.
Во времена «перестройки» 80-х годов возглавил обращение летного состава Службы летных испытаний истребительной авиации ГК НИИ ВВС в ЦК КПСС о несоответствии материально-технической базы института решаемым задачам и недостаткам боевого авиастроения. По обращению были приняты действенные меры, в том числе по необходимому финансированию, а инициаторы обращения различными способами уволены из ГК НИИ ВВС.
С 1987 года — летчик—исследователь 4 ЦБП МО (г.Липецк).
С 1991 года — летчик-испытатель ЛИК НИЦ ГосНИИ ГА. В 1992 году уволился по по состоянию здоровья.
Освоил 67 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе базовых: Як-18, Як-28, Л-29, Ил-28, Су-7, Су-9, Су-15, Су-17, Су-25, Су-27, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-16, Ту-134, Ил-76.
C 1992 г. работал в коммерческих структурах и общественных организациях.
С 2000 года — заместитель директора НИИ «Росконверсвзрывцентр», г.Москва, по внешнеэкономической деятельности и связям с Министерством Обороны РФ. С марта 2001 по ноябрь 2008 года — научный сотрудник, старший научный сотрудник кафедры надежности и безопасности технологических процессов РХТУ им. Д.И.Менделеева, г.Москва. По совместительству – Генеральный директор ООО «Инновационная научно-производственная фирма «СТАЙЛЭС». Организация на арсеналах и базах Минобороны России экспериментальных производств переработки взрывчатых материалов утилизируемых боеприпасов в промышленные взрывчатые материалы повышенной объемной концентрации энергии с изменяемым тротиловым эквивалентом принципиально нового вида, не имеющие аналогов в мировой практике. Проведение промышленных испытаний в производственных условиях горно-обогатительных комбинатов. Патентовладелец и/или соавтор в пяти Патентах РФ по этому направлению. В 2004 году проходил обучение в Санкт-Петербургском технологическом институте (техническом университете) по программе «Технология снаряжения и расснаряжения боеприпасов», «Взрывные работы».
В 2007 году прошел переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления РАГС при Президенте РФ.
С декабря 2008 по декабрь 2011 года – советник Генерального директора ФГУП Гос НИИ ГА по лётно-испытательной работе, советник по корпоративному развитию, по совместительству – советник Генерального директора ОАО «ЛЕНЭКСПО», г.Санкт-Петербург, ответственный секретарь оргкомитета Международного авиационного салона «ИнтерАэроКом – Санкт-Петербург».
С июня 2018 года по ноябрь 2019 года – ведущий инженер научно-исследовательского отдела ОАО «ЦНПО «Ленинец», г.Санкт-Петербург, советник президента-генерального конструктора ХК «Ленинец».
С февраля 2020 года – заместитель генерального директора ООО «Авиаремонтное предприятие «МОТОР» по летной работе.
Общественная деятельность: Заместитель председателя координационного совета Международной общественной организации «Общевоинский союз», г.Москва, член Клуба ветеранов высшего руководящего состава Гражданской Авиации «ОПЫТ», г.Москва, эксперт Комитета по транспорту ГД ФС РФ V и VI созывов.
Награжден орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» III ст., медалями.
Источники информации:
- Письма В.А.Олейникова
1 комментарий к “Олейников Вадим Анатольевич”