1892-1953
Герой Социалистического Труда (24.01.1942), доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (17.07.1948).
Родился 24 (12 — ст.ст.) января 1892 года в поселке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, ныне город Нижние Серги Свердловской области. Сын народного учителя. Русский. Беспартийный.
Окончил Алексеевское реальное училище в Перми в 1908 году. После окончания училища в 1910 году приехал в Москву для получения технического образования. Из-за недостатка средств несколько раз приходилось прерывать обучение. С 1917 года работал техником-конструктором на московском заводе «Динамо».
Окончил Московское высшее техническое училище только в 1921 году. Работал на государственном авиационном заводе № 4 «Мотор» (затем авиационный завод имени М.В.Фрунзе) в Москве инженером, с 1922 года был там начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1925–1926 годах создает пятицилиндровый звездообразный авиационный мотор М-11, который по результатам испытаний побеждает в конкурсе и становится первым отечественным серийным авиационным двигателем воздушного охлаждения. Он устанавливался на самолёты По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18. В 1931 и в 1933 годах выезжал в командировки в США для изучения зарубежного опыта.
В 1934 году назначен главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нём, которым остался до конца жизни. Численность его конструкторского бюро составляла 16 человек. Сначала он приступил к разработке отечественных модификаций лицензионного американского поршневого двигателя фирмы «Райт». Первая из них — пятицилиндровый М-25А мощностью 625 л.с. — была выпущена в 1936 году (устанавливался на истребителях И-15 и И-16). В 1937-м появился мотор М-25Б, мощность которого на 10,5% превосходила мощность американского двигателя, а в следующей модели — М-62 — этот показатель был выше уже на 43% (под новым наименованием АШ-62 устанавливался на Ан-2). Также в 30-е годы созданы двигатели М-22 и М-63, применявшиеся на истребителях И-5, И-15, И-16.
В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех, в составе конструкторское бюро, механического и сборочного цеха, опытно-летной испытательной станции. Такое объединение позволило значительно сократить процесс разработки и доводки двигателей.
В период с 1934 по 1953 год под руководством А.Д.Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ («Аркадий Швецов»), охватывающее всю эпоху развития этого типа двигателей. Четырнадцатицилиндровый АШ-82 устанавливался на истребителях Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиках Ту-2. Поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-62ИР применялись на транспортных самолётах Ли-2 и Ан-2.
Для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4 был создан двигатель большой мощности воздушного охлаждения АШ-73ТК, 18-цилиндровая звезда с двумя турбокомпрессорами, обеспечивавшими высотность 11 000 м. Впервые на отечественном двигателе был применен стальной картер взамен дюралюминиевого. Мощность АШ-73ТК достигала 2400 л.с., что для силовой установки такого типа являлось, видимо, пределом. Этот двигатель устанавливался на Ту-4 и Бе-6.
Сразу после войны Швецов создает уникальный двигатель АШ-2ТК, мощность которого достигала 4300 л.с. Он планировался для установки на стратегические бомбардировщики Ту-80 и Ту-85.
Двигатели АШ-82ФН устанавливались на пассажирских самолётах Ил-12, Ил-14. Для только что появившихся вертолётов, в частности для Ми-4, Як-24 и др., были созданы новые двигатели. Всего на различных самолётах и вертолётах Советского Союза работало свыше 200 тысяч авиамоторов Швецова, в серийное производство запущено 15 типов моторов и ещё несколько десятков их модификаций.
А.Д.Швецов создал школу конструкторов двигателей воздушного охлаждения. Его учеником был выдающийся отечественный двигателестроитель П.А.Соловьев.
С 1947 года — генеральный конструктор.
Скоропостижно скончался от остановки сердца 19 марта 1953 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён 5 орденами Ленина (28.12.1936, 24.01.1942, 21.06.1943, 02.07.1945, 1949, 1952), орденами Суворова 2-й степени (19.08.1944), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (1952), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР 2-3 созывов (с 1946 года).
В городах Пермь и Нижние Серги Свердловской области установлены бюсты А.Д.Швецова. Его имя носят авиационный техникум и улица в Перми.