В 1963 г. ВВС США объявили конкурсную программу разработки тяжелого стратегического военно-транспортного самолета СХ-Х, рассчитанного на перевозку грузов массой до 82 т. С грузом массой 52 т самолет должен был иметь дальность полета (без заправки топливом в полете) более 9200 км. В требованиях особо оговаривалось, что это должны были быть неделимые грузы (например, танки или вертолеты) шириной 5,2 м и длиной до 30 м. Поскольку для погрузки подобных грузов через боковые двери не могло идти и речи, то все погрузочно-разгрузочные работы следовало выполнять через грузовые рампы, расположенные в носу или хвосте самолета.
В апреле 1964 г. появилась новая редакция требований ВВС к военно-транспортному самолету CX-HLS (Cargo, Experimental — Heavy Logistics System) с четырьмя ТРДД тягой по 19-20 тс и уменьшенным расходом топлива.
Представленный на конкурс проект D-920 имел 30-колесное шасси: 2 носовые стойки располагались тандемом, 6 стоек основного шасси несли по 4 колеса и 1 стойка располагалась перед хвостовым люком, предохраняя фюзеляж при взлете и посадке.
Так как самолет CX-HLS должен был загружаться через носовую часть фюзеляжа, то грузовая дверь должна была находиться в том месте, где располагается кабина экипажа. Первоначально в проекте фирмы «Дуглас» предусматривалась носовая часть, которая вместе с кабиной экипажа откидывалась в сторону, открывая носовой грузовой люк. В дальнейшем кабина экипажа переместилась выше грузовой кабины, оставаясь неподвижной при откидывании носового обтекателя.
30 сентября 1965 г. победителем программы CX-HLS признали фирму «Локхид» с проектом самолета С-5А «Гэлакси», а контракт на силовую установку получила фирма «Дженерал Электрик».
На основе проекта CX-HLS Douglas предложил проект широкофюзеляжного пассажирского лайнера вместимостью 650 пассажиров. Не найдя заказчиков, Douglas рассматривал проекты 2-х, 3-х и 4-х двигательных самолетов, что привело к созданию лайнера DC-10.
Источники информации:
- McDonnell Douglas aircraft since 1920 / Francillon, René J., New York: Putnam, 1979 /
- Первый широкофюзеляжный / В.Беляев, Авиация и космонавтика №2 2009 /
- Douglas Jetliners /Guy Norris, Mark Wagner, 1999 /