Беляков Ростислав Аполлосович

1919-2014

Р.А.Беляков
Р.А.Беляков

Дважды Герой Социалистического Труда (26.04.1971, 23.12.1982), авиаконструктор, доктор технических наук (19.01.1973), профессор. Лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии 1-й степени (1952), Государственной премии СССР (1988).
Родился 4 марта 1919 года в городе Муром ныне Владимирской области в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича (1892-1970) и крестьянки Анны Николаевны (1895-1924). Русский. В 1936 году окончил среднюю школу. После окончания в 1941 году Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе (на основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года ему присвоили квалификацию инженера-механика по самолетостроению) был направлен на авиазавод №1 имени Авиахима в Особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора Артёма Ивановича Микояна (позже – Особое конструкторское бюро ОКБ-155).
Молодой специалист начал работу с августа 1941 года в качестве конструктора в отделе вооружения. В дальнейшем его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили важную задачу – разработку средств механизации крыла. В октябре 1941 года вместе с заводом ОКО был эвакуирован в город Куйбышев (с 1991 – Самара). В связи с организацией самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном в марте 1942 года Беляков был переведен на новое предприятие инженером-конструктором 2-й категории. С октября 1943 года он инженер-конструктор 1-й категории.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в июле 1945 года, Белякова назначили заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946 года он возглавил указанный сектор, а с февраля 1947 года руководил уже бригадой шасси. В работе проявлял творческую инициативу, изучал опыт иностранных и отечественных специалистов, умело используя его в своей практической работе. Он обладал исключительной способностью накапливать информацию о конструкциях, разработанных как в СССР, так и за рубежом. Умение критически оценивать и грамотно претворить во вновь создаваемой конструкции результаты исследований позволяли ему держать техническую культуру посадочных средств новых машин на высоком техническом уровне. Он не бросал уже разработанные им агрегаты, а кропотливо доводил и совершенствовал их.
В августе 1952 года Белякова назначили ведущим конструктором – начальником бригады. В феврале 1955 года он в этой же должности возглавил бригаду общих видов. За пятнадцать лет трудовой деятельности в ОКБ-155 он стал крупным специалистом по системам управления и посадочным средствам летательных аппаратов, принимал активное участие в создании истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многих модификаций, ряда опытных самолетов, а также крылатых ракет.
Приказом МАП от 15 июня 1957 года Белякова назначили заместителем главного конструктора по системам управления. С июля того же года он – заместитель главного конструктора – начальник отдела управления. В новом качестве решал проблемы, связанные с созданием надежных систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По его инициативе и под его непосредственным руководством создан лабораторный комплекс по исследованию и предполетным ресурсным испытаниям систем управления. Кроме того, была организована широкая стендовая и лабораторная отработка этих систем в условиях серийного завода, что позволило значительно повысить надежность и безаварийность эксплуатации самолетов. Под его руководством созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний внедрили в серийное производство.
9 марта 1962 года приказом ГКАТ Белякова назначили первым заместителем Генерального конструктора. В новой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов различного назначения, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков. Он – один из авторов проектов самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их бортовых комплексов, а также непосредственный участник и руководитель работ по их постройке, испытаниям и доводке. Он стал инициатором и организатором многих работ по их совершенствованию, модернизации и дальнейшему расширению области боевого применения. Принимал деятельное участие в организации освоения новых изделий в серийном производстве и обеспечении государственных совместных испытаний.
В связи с тяжелой болезнью А.И.Микояна Беляков с 1969 года исполнял обязанности Генерального конструктора. Приказом МАП от 10 августа 1970 года ему была присвоена 2-я степень главного конструктора. После смерти А.И.Микояна он продолжил начатое им дело. Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971 года его утвердили в должности Генерального конструктора. А приказом МАП от 12 марта 1971 года присвоили 1-ю степень главного конструктора. В том же году за выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Беляков был награжден именными часами.
26 ноября 1974 года был избран членом-корреспондентом, а 29 декабря 1981 года – действительным членом (академиком) АН СССР.
Длительное время он успешно руководил одним из крупнейших творческих коллективов, укрепил ОКБ и опытный завод высококвалифицированными кадрами и расширил научно-производственную базу. Под его руководством коллектив предприятия при разработке и создании боевых авиационных комплексов поднялся на новую ступень, отвечающую современным требованиям. Всего за 25 лет работы Генеральным конструктором под руководством Белякова и при его непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолетов и серийных авиационных комплексов различного назначения. В их числе истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93, МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их модификации и модернизированные варианты.
Разработанные под его руководством самолеты обладают высокими летно-техническими характеристиками и боевой эффективностью и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации ПВО, а также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолетов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель 5-го поколения МФИ.
В связи с реорганизацией Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» имени А.И.Микояна и Московского авиационного производственного объединения в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1995 года Белякова назначили Генеральным конструктором МАПО «МиГ». После реорганизации МАПО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а также по состоянию здоровья в сентябре 1997 года его перевели на должность советника Генерального конструктора АНПК «МиГ» имени А.И.Микояна. В новом качестве он также был председателем Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени А.И.Микояна. С его участием были разработаны и реализованы конструктивные решения по модернизации фронтового истребителя МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ), технические вопросы по отработке и летным испытаниям учебно-тренировочного самолета МиГ-AT, а также проектные работы по грузопассажирскому самолету МиГ-110.
За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности в апреле 1999 года ему было присвоено звание «Почетный Генеральный конструктор самолетов «МиГ». Он также является Почетным президентом Российской академии авиации и воздухоплавания, Почетным членом Королевского общества аэронавтики (Великобритания), Почетным профессором Московского авиационного института и Пекинского университета.
Беляков внес существенный вклад в создание новых типов конструкций самолетов, в том числе, крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов. В результате работ Белякова получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолетные системы, в том числе, дистанционного управления самолетом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки летного состава, внедрение новых материалов и технологий.
За годы своей трудовой деятельности Беляков внес фундаментальный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолетов, их систем управления, взлетно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надежность и безопасность полета, увеличение ресурсов самолетов. Им решены важные проблемы в области создания конструкций самолетов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления сверхзвуковыми самолетами, повышения маневренности самолетов. Беляков приложил много усилий для повышения роли и статуса института Генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.
Во время учебы в институте он увлекался лыжным спортом, в особенности горным, и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам и четырежды становился чемпионом СССР по скоростному спуску. В 1940 году спустился на лыжах с восточных склонов горы Эльбрус, высота которого превышает 5600 м. Кроме того, в период с ноября 1936 по июнь 1941 года работал в ДФК общества «Крылья Советов» тренером по лыжам.
В 1974-1989 годах избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Жил в Москве. Умер 28 февраля 2014 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награжден советскими четырьмя орденами Ленина (в т.ч. 22.07.1966, 26.04.1971, 2.02.1982), орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (27.12.1999), медалями, в том числе Золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1987).
В ознаменование присвоения звания дважды Героя Социалистического Труда на его родине в городе Муром Владимирской области установлен бронзовый бюст.
Его имя золотыми буквами выбито на стене зала Славы авиакосмического музея США.

Источники информации:

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *