Новожилов Генрих Васильевич

Г.В.Новожилов
Г.В.Новожилов

Авиаконструктор, академик АН СССР (1984), дважды Герой Соц. Труда(1971, 1981).
Родился 27 октября 1925 года в Москве. Русский. В Великую Отечественную войну с матерью оказался в эвакуации в городе Пенза, там окончил девять классов. В Москву вернулся в августе 1942 года. Работал на кафедре физики Московского авиационного института (МАИ), а год спустя стал студентом самолётостроительного факультета МАИ.
Преддипломную практику проходил в ОКБ-240, которым руководил С.В.Ильюшин. В 1949 году окончил МАИ.
После защиты диплома, через три дня он приступил к работе в отделе фюзеляжа в ОКБ. Первой его самостоятельной работой в новом отделе стала разработка стыка фюзеляжа с крылом на самолете Ил-14.
На постройке опытной машины Ил-54 был назначен ведущим инженером по фюзеляжу и средствам спасения.
В 1956 году избран секретарем партийного комитета завода.
В сентябре 1958 года назначен заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18, организовывал эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте».
В 1964 году назначен первым заместителем генерального конструктора. Результатом работ по Ил-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Г.В.Новожилову, Ленинской премии.
В 1970 году был назначен генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Г.В.Новожилову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Под руководством Новожилова созданы транспортные самолёты Ил-76Т и Ил-76МФ, первые советские широкофюзеляжные пассажирские самолёты Ил-86 и Ил-96-300, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий, а также реактивный штурмовик Ил-102.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Г.В.Новожилов награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
В марте 1981 года в Ташкенте подняли в воздух модифицированный военно-транспортный Ил-76МД. В августе взлетел самолёт-лаборатория Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости. 1982 год стал годом первого полёта очередной модификации Ил-76ТД и взлётом экспериментального реактивного штурмовика Ил-102. Год спустя отправили в небо заправщик Ил-78 и летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель».
28 сентября 1988 года заслуженный летчик-испытатель СССР С.Г.Близнюк, поднял с Центрального аэродрома в Москве опытный дальнемагистральный Ил-96-300.
Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надёжностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых «нововведений» защищены патентами. Доктор технических наук (1975), профессор, член-корреспондент (с 1979) и действительный член (с 1984) АН СССР (ныне – РАН).
Сейчас Г.В.Новожилов является главным советником генерального директора по науке ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина».
Награждён 3 орденами Ленина (2.10.1969, 26.04.1971, 23.06.1981), орденами Октябрьской Революции (27.10.1975), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), «Знак Почёта» (12.07.1957), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-й (29.01.2016), 2-й (27.10.2000) и 3-й (11.10.1995) степени, Дружбы народов (29.12.1992), медалями.
Заслуженный конструктор РФ (1.08.2005). Лауреат Ленинской премии (1970), премии Правительства РФ. Награждён Золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1991, за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники).
Член ВКП(б)/КПСС в 1951-1991 годах. В 1974-1989 годах депутат Верховного Совета СССР, в 1989-1991 годах – народный депутат СССР.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *