Завод № 1

Завод начал свою историю в Москве в 1894 году, когда обрусевший немец Ю.Меллер основал мастерскую по ремонту велосипедов, в 1900 преобразовав её в завод «Дукс» по производству велосипедов, мотоциклов, дрезин, автомобилей, аэросаней, дирижаблей, самолетов (с 1910).
19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 им. Осоавиахима (ГАЗ № 1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина.
В октябре 1941 г. завод эвакуирован в г.Куйбышев (ныне Самара) на территорию завода №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина.
Всего за период с 1909 по 1960 годы заводом было выпущено более 42 тысяч серийных и более 90 модификаций опытных и экспериментальных самолетов.
2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства, создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной оснастки, переподготовки рабочих и инженерно-технических работников.
С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс».
Для конструкторского сопровождения серийного производства ракет при заводе в 1958 г. образован отдел № 25, подчиненный ОКБ-1 МОП. По постановлению правительства от 23.06.1960 на базе отдела № 25 образован филиал № 3 ОКБ-1 Королёва, с 1967 г. получивший название Куйбышевский филиал ЦКБЭМ. По пр. МОМ от 30.06.1974 г. филиал преобразован в самостоятельное ЦСКБ, а из него часть коллектива выделена в новый филиал при заводе под руководством Б. Пензина.
С 1992 – Самарский завод «Прогресс», с 1994 – в ведении РКА. Далее – МЗ «Прогресс» им. М.В. Фрунзе. Указом президента РФ № 531 от 12.04.1996 ПО «Прогресс» и ЦСКБ слиты в единый ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс». 

Директор:
1916 — Ю.А.Меллер.
Управляющий:
1901 — В.В.Барташевич,
-07.1923-18.02.1925 — И.М.Немцов,
18.02.1925 — М.В.Бавтуто.
Директор:
-1926 — М.В.Бавтуто,
1926 — Онуфриев,
04.1926-02.1930 — В.М.Десятников,
06.1930 — Петров,
02.1934 — Ковров,
21.07.1934-37 — А.М.Беленкович,
-01.1937-7.08.1938 — А.Ф(В).Сидора,
7.08-11.1938 — П.А.Воронин,
02.1940-41 — П.В.Дементьев,
-08.1941-03.1944 — А.Т.Третьяков,
1944-62 — В.Я.Литвинов,
1962-66 — А.Т.Абрамов,
1966-80 — А.Я. Леньков.
Гендиректор:
1980-1996 — А.А.Чижов
Директор:
1997-2003 — А.Н.Кирилин.
Гендиректор:
19.11.2018 — Д.А.Баранов.

Испытатели авиазавода

Производство: 
мотоциклетка «Мото-Рев-Дукс» (1908-15); паромобиль «Дукс» (1902-); автомобиль «Дуксмобиль» (1903-08); электрические омнибусы (1903); аэросани «Аргус» (1912); велосипеды «Дукс боевой» (1915-); 
самолеты: “Farman-IV (1910-), -VII” (1911-12)- 8, “Bleriot-11” (1911-13)- 11,98“Newport-IV” (1912-15)- 167,98 «Дукс-1» (1913), «Меллер-1» (1913)- 1, «Меллер-3» (1913)- 1, «Дукс-3» (1913), “Farman-15 (1913)- 18, -16 (1913)- 67, -21 (1913), -22 и -22bis (1914-16)- 35,98 -27 (1916)- 50, -30” (1916-20)- 409,98 “Deperdussin D” (1914, 1916)- 20,98 “Voisin L, LA и LAS” (1914-16)- 150,98 “Morane-Saulnier G” (1914-16)- 103,98 “Morane-Saulnier” Parasol (1914-16; 1918)- 377,98 “Newport-10” (1916-17)- 83,98 “Newport-11, -17, -21 и -24bis” (1916-23)- 560,98SPAD S-VII (1917-21)- 60,98 DH-4 (1919-23)- 50,98Р-1 (1923-30)- 1152,98 ИЛ-400 (1923)-1, И-1 (ИЛ-400бис, 1924-27)- 18159 (1498), И-2 (1924-28)- 60, Б-1 (1925)-1, Р-2 (1925-27; 1929)- 199,98 2И-Н1 (1926), У-1 (1926-27)- 9,98 И-2бис (1927-29)- 102 (5098), И-3 (1927-31)- 389 (35298), И-4 (1927-28)- 172, Р-5 (1930-37)- 5645 (400298), И-5 (1931-32)- 142 (14098), И-7 (1931-33)- 131 (6298), Г-10 (1933)- 1, Г-14ЦЛ-2А, ЭМАИ-1-34 (1934)- 1, МР-5 (1933-34)- 71,98 Р-5Ш (1933-34)- 265,98 Р-5Т (1934-35)- 51,98 Р-Z (1935-37)- 1034,98 И-15 (1934-36)- 335,98 ССС (1935-37)- 620,98 ДИ-6Ш (1937)- 61,98 СР (1937), И-15бис (1937-39)- 2678,98 БШ-1 (1938)- 36,98 И-153 (1939-41)- 3437,98 ББ-22 (1939-40)- 81,98 МиГ-1 (1940)- 100, МиГ-3 (1940-42)- 3142,98 Ил-2 (1941-45)- 11929,98 Ил-10 (1945-46)- 895, Уил-10 (1945-46)- 268,98 МиГ-9 (1946-49)- 604,98 Ту-2 (1947), МиГ-15 (1949-50)- 811, МиГ-15бис (1950-52)- 1686, УТИ-МиГ-15 (1950-53)- 756,98 МиГ-17 (1952-53)- 392,98 Ил-28 (1953)- 50,98 Ту-16 (1955-59)- 484, Ту-16К-10 (1959-60)- 61,98 легкий «Рысачок» (2000-е); 
колеса для Р-1, Р-3, У-1 (1928); радиаторы для Р-1, МР-1, Р-3 (1928); ленты-расчалки (1928); держатели Дер-3, -4, -7 (-1927-28-), -6 (1928), сбраыватели СБР-7, -8 (1928); турели ТОЗ, ТУР-4 (1928); фотоустановки, приборы для измерения скорости (1925); прицел Вахмистрова (-1927-28-); 
ракета Р3 (19.05.1939г.), КР 10Х (1940-е, опытная партия); МБР: Р-7 (8К71, 1958-), Р-7А (8К74, 1959), Р-9А (8К75, 1963-); РН: 1-я и 2-я ступени «Восток» (1960), Н-1 (1963-74)- 10, «Восход», «Молния», блок Ц «Энергия», «Союз» (1965-)- более 1500, «Союз-У», «Союз-ТМ», «Союз-СТ» (2000-е), «Молния-М» (8К78М), «Прогресс-М1»; 
КА: «Зенит-2» (1962), «Бион», «Ресурс», «Фотон»; КК «Зенит» (1964-), блок «Г» лунного комплекса Л3 (1960-е); блок выведения «Икар» (2000-е);

Один комментарий

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *