Завод № 21

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21.
Новый авиационный завод был построен на западной окраине города, в пустоши, в междуречье реки Левинка и её притока Берёзовки, в окружении многочисленных болот и лесов, между Костарихой и Сормовом, невдалеке от деревень Княжиха, Ратманиха и Горнушкино.
Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года, хотя многие корпуса и объекты еще были не достроены.
В 1934 году предприятие было названо в честь секретаря Президиума Центрального исполнительного комитета СССР А.С.Енукидзе. Но в 1935 году Енукидзе был исключен из партии, а позднее в 1937 году арестован, обвинён в измене родине и расстрелян. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя в честь Серго Орджоникидзе — «завод им. Орджоникидзе».
В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен С.А.Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрён в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный в СССР.
В октябре 1945 года С.А.Лавочкин был переведён начальником ОКБ-301 в Химки Московской области. Начальником ОКБ-21 был назначен бывший заместитель Лавочкина по ОКБ — Алексеев. В 1948 году ОКБ-21 было ликвидировано.
В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А.И.Микояна.
В 1994 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». С 2006 НАЗ «Сокол» включен в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и вместе с АХК «Сухой» и РСК МиГ входит в состав дивизиона боевой авиации ОАК.
НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвёл около 13500 самолётов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

Испытатели завода

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *