1950-1980

Летчик-испытатель 3-го класса (29.06.1977), майор (22.05.1979).
Родился 25 июня 1950 года в городе Сафонове Смоленской области, РСФСР. В 1967 году окончил 10 классов средней школы.
В армии с 1967 года. В 1971 окончил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова.
С 28 декабря 1971 года служил летчиком 145 истребительного авиационного полка (ИАП) 14 воздушной армии (ВА).
С 11 февраля 1972 года служил летчиком, в с 11 февраля 1975 года — старшим летчиком 92 ИАП 4 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 14 ВА.
Прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ и 6 апреля 1976 года получил допуск Центральной врачебной летной комиссии (ЦВЛК) к спецтренировкам. 23 августа 1976 года приказом Главкома ВВС №686 зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта (6-й набор ВВС). С целью получения квалификации летчика-испытателя для дальнейших работ по программе «Буран» с сентября 1976 по июль 1977 года проходил подготовку в качестве слушателя 267 Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинске Астраханской области. В августе 1977 года прошел специальную парашютную подготовку.
С октября 1977 по сентябрь 1978 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК. По ее окончании получил квалификацию космонавта-испытателя. 30 января 1979 года был назначен на должность космонавта группы авиационно-космических систем отряда космонавтов ЦПК ВВС. С февраля 1979 года проходил дополнительную подготовку в ГКНИИ ВВС с целью подготовки к присвоению квалификации летчика-испытателя 2-го класса.
Освоил 24 типа и модификации самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-17, Як-28, Ту-124, Ту-134 и имел большой налет. Только в 1979 году налетал на истребителях 194 часа. Это лучший показатель. В 1980 он приступил к выполнению испытательных полетов по темам.
Погиб 24 октября 1980 при при выполнении испытательного полета на МиГ-27.
24 октября 1980 г. Леонид Иванов ушел в испытательный полет на самолете промышленности МиГ-23БК б/№ 09 со спецподвесками под крылом. Вот что об этом пишет В.Н.Кондауров. «Для их испытаний в кабину установили пульт управления с целым рядом ламп сигнализации. Выполняя в воздухе тот или иной маневр, летчик должен был одновременно производить разные переключения на этом пульте, наблюдая за срабатыванием ламп. Когда самолет дорабатывался под испытания, пульт установили в неудобном для летчика месте: пилотируя правой рукой, левой нужно было дотянуться до правой части приборной доски. С другой стороны, в левой части, для него места не было. В такой обстановке опытный испытатель нашел бы компромисс с инженером и добился бы изменения в порядке включения тумблеров. Но то опытный, а Леня только начинал и готов был выполнять все точно по заданию. После ввода в горку, на перегрузке около пяти, он занялся переключениями на пульте и задержался на несколько секунд, упустив контроль за скоростью полета. Самолет, оказавшись с перегрузкой на скорости менее пятисот, свалился и вошел в плоский штопор с последующим помпажом двигателя. Высота 5000 м. В такой обстановке, очень сложной даже для опытного испытателя, майор Иванов мужественно делает четыре попытки по выходу из штопора, так и не прибегнув к катапульте.»
Заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Алексей Архипович Леонов вспоминает:
— Я был на месте катастрофы, устанавливая с группой специалистов причины аварии, и меня поразила нетронутая чека его катапульты. Леонид был настоящий летчик, а потому не позволил себе катапультироваться, пытаясь до последней секунды спасти машину, сорвавшуюся в плоский штопор.
Похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.
Источники информации:
- Иванов Леонид Георгиевич / О.Е.Мутовин, Р.Н.Лазарев, Ахтубинск.Ru /
- Леонид Георгиевич Иванов / Космическая энциклопедия /
- Взлетная полоса длиною в жизнь / В.Н.Кондауров, Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2000 /
- Ю. Крикун («Правда» 09.11.1990)
- Экипажи «Бурана» / Buran.Ru /
Помогали:
- С.С.Еремин
Погиб 24 октября 1980 при при выполнении испытательного полета на МиГ-27.
24 октября 1980 г. Леонид Иванов ушел в испытательный полет на самолете промышленности МиГ-23БК б/№ 09 со спецподвесками под крылом.
Это как?
В разных источниках приведены разные названия истребителя-бомбардировщика. МиГ-27 был развитием МиГ-23Б.
Спасибо, за очень важную, нужную и достоверную информацию. О Леониде, как летчике еще писал, его друг — Каденюк Леонид Константиновиче, космонавт Украины в своей книге «Миссия- космос». Спасибо, за Ваш труд.